35 воздушных побед майора Луганского

14 сентября в полку оставалось всего 18 самолётов, 8 из них Луганский поднял в воздух. В районе патрулирования советские истребители сразу столкнулись с группой бомбардировщиков Не-111 в сопровождении истребителей Ме-109. Времени для маневра не оставалось, и Луганский бросил машины в лобовую атаку, выбрав себе ведущего «Мессера». В критический момент пилот Люфтваффе попытался уйти вниз, но было уже поздно, и крыло «ЛаГГа» начисто снесло хвостовое оперение Ме-109. Этот случай подтвердил высокую живучесть самолёта Лавочкина — после столкновения Луганский не только не покинул поле боя, но и продолжил боевые действия ( на ЛаГГ-3 он провоевал полтора года ). Переправы не пострадали…

После Сталинграда он сражался в небе Белгорода и Харькова, Полтавы и Кременчуга, Черкасс и Кировограда. Только в боях под Белгородом Сергей сбил ещё 4 самолёта, за что награждён вторым орденом Красного Знамени.

В начале 1943 года изрядно поредевший 270-й истребительный авиаполк был отведён в тыл на переформирование, а потом, оснащённый истребителями Як-1, принял участие в новых воздушных схватках. В июне 1943 года, лётчики его эскадрильи ( 12 машин ) провели знаменитый бой, в котором они атаковали около 80 немецких бомбардировщиков и сбили 12 из них.

35 воздушных побед майора Луганского
5 июля 1943 года Луганский одержал свою очередную победу, отправив к земле Ме-109. Вскоре он встретился в воздухе и с хвалёными FW-190. Ему быстро удалось сбить на вираже ведомого пары «Фоккеров», а затем он догнал и второй вражеский самолёт. Привычный вертикальный маневр на этот раз не спас пилота Люфтваффе от более лёгкого «Яка». Пушечная очередь сделала своё дело, и «Фокке — Вульф» загорелся.

В ходе контрнаступления советских войск под Курском на фюзеляже самолёта Луганского появилась 20-я звёздочка. В течение двух дней, 4 и 5 августа, он уничтожил 4 вражеских самолёта ( по 2 в каждый из дней ). В конце августа провёл примечательный воздушный бой с немецким разведывательным Не-111. Начав бриться, Луганский был вынужден срочно взлететь по приказу комдива, с мылом на лице, без гимнастёрки и не пристегнув парашюта. Опытный экипаж противника оказался крепким орешком. Бомбардировщик был подбит только тогда, когда его хвостовой стрелок расстрелял весь боезапас и был убит пулемётной очередью нашего аса.

27 сентября 1943 года войска Степного фронта форсировали Днепр у села Мишурин Рог ( ныне Кировоградская область ). Во главе эскадрильи Луганский вылетел на самолёте Як-7 для прикрытия штурмовиков. В это время к переправе приблизилась группа бомбардировщиков Ju-88 и He-111 под прикрытием истребителей Me-109. В бой наравне с истребителями пришлось вступить и штурмовикам. Атака «Юнкерсов» была отбита, но к переправе прорвались «Хейнкели». Луганский выбрал для атаки флагмана, подошёл к нему снизу и пропеллером рубанул по рулю высоты. «Хейнкель», потеряв управление, рухнул на землю. Повреждённый при таране истребитель Луганскому удалось благополучно посадить на своём аэродроме. За второй таран Сергей был награждён орденом Александра Невского.

К декабрю 1943 года Луганский в воздушных боях на 2-м Украинском фронте лично сбил ещё 13 вражеских самолётов. В одном из боёв, был ранен и до полного выздоровления вернулся на родину — в город Алма — Ата ( конец декабря 1943 года ). Там его встретили с большим энтузиазмом. Газета «Казахстанская правда» 29 декабря 1943 года посвятила ему специальный выпуск. В опубликованном тогда же обращении ко всем комсомольцам и молодёжи Алма — Аты городской комсомольский актив призывал: «…Соберём средства на новогодний подарок нашему герою ! Подарим ему быстрокрылый самолёт !..»

Это патриотическое желание было выполнено: 180 тысяч рублей собрали, а директор авиазавода помог пилоту остановить выбор на облегчённом Як-1Б, специально подготовленном для участия в конкурсе на лучший истребитель. На фронт лётчик вернулся уже на именной машине с надписью на борту: «Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомола и молодёжи г. Алма — Ата».

35 воздушных побед майора Луганского

В мае 1944 года лётчики полка осуществляли воздушное прикрытие 1-го Гвардейского штурмового авиационного корпуса под командованием В. Г. Рязанова, в составе 1-го Украинского Фронта.

В июне, после гибели командира полка, Сергей Луганский возглавил часть, переименованную вскоре в 152-й Гвардейский ИАП. А через несколько дней после вступления в должность он едва не погиб, атакованный при посадке парой немецких «охотников».

Истребитель Луганского уже выпустил шасси, когда поступило предупреждение с земли. Ведомый, молодой лётчик Виктор Усов, сумел сбить напарника аса Люфтваффе, но и сам попал под огонь противника — в воздухе остались только два самолёта. Луганского спасло лишь то обстоятельство, что при выпуске шасси его истребитель несколько «просел» в воздухе и вражеская очередь прошла выше.

Пока «Як» убирал шасси, немецкий пилот успел выполнить ещё один заход — пули разбили фонарь кабины, приборную доску и зацепили пистолет на боку… Затем наступила очередь Луганского идти в атаку. Почти без горючего, облегчённый до предела Як-1Б послушно лёг в глубокий вираж. Оказавшись в хвосте «Мессершмитта», советский ас нажал на гашетку оружия. Вначале от «Мессера» отлетели куски, а затем снаряд угодил точно в двигатель. Совершивший вынужденную посадку на краю аэродрома пилот ( по словам самого Луганского ) имел на счету около 70 воздушных побед и был удостоен высших наград Рейха.

По некоторым источникам сбитый им пилот оказался действительно известным немецким асом: Отто Фенклод, из истребительной эскадры JG 52, имел на счету 136 побед, включая 30 — одержанных на Восточном Фронте. На следующий день, Командующий 1-м Украинским Фронтом, маршал И. С. Koнев лично посетил аэродром, где находился сбитый Ме-109 и приказал наградить Луганского второй «Золотой Звездой». 1 июля 1944 года Сергей Данилович стал дважды Героем Советского Союза. К тому времени он выполнил 335 боевых вылетов и лично сбил 33 самолёта.

35 воздушных побед майора Луганского
Вообще, Луганскому часто «везло» на встречи с немецкими асами. Ещё в боях над Волгой он сбил нескольких лётчиков с полным набором Железных Крестов. Во время боёв за Львов, Луганский часто летал на «свободную охоту» с Героем Советского Союза Евгением Петровичем Меншутиным.

В одном из вылетов, они встретили пару Ме-109, один из которых имел ярко — красный капот двигателя. В завязавшемся бою Евгений Mеншутин сбил ведомого, а Луганский — ведущего пары. Пилотом «красноносого» Ме-109 оказался известный итальянский ас. По словам самого Луганского, это был некий Джибелли, имевший более 50 воздушных побед и награждённый тремя Железными Крестами.

Довелось Луганскому встретиться в учебном поединке и с американским лётчиком. Весной 1944 года полк посетила делегация США, и один из её членов, Полковник Бонт, выразил сомнение в лётных данных «Яков» с фанерной обшивкой крыла. Луганский тут же предложил ему состязание в небе. Уже со второго захода советский лётчик повис в хвосте у «Кингкобры» американского Полковника, и как последний не старался, он ничего не смог поделать.

Наказ трудящихся Казахстана — не щадя сил уничтожать немецких захватчиков, Сергей Данилович выполнил с честью. Это убедительно доказывают многие боевые документы, относящиеся к двум последним годам войны. В одной из фронтовых листовок, посвящённой подвигам лётчика, написано следующее:

«Сотни глаз устремились к небу, где в безоблачной синиве разыгралось жестокое воздушное сражение. Четыре истребителя Як-1, прикрывавшие группу штурмовиков, отражали нападение 10 «Мессершмиттлв». Бой шёл над румынской землёй. Стояло лето 1944 года…

Неравная схватка в воздухе длилась уже несколько минут. Наш «Як» сверкнул плоскостями, ринулся на вражеский истребитель, и тот дымным факелом понёсся к земле. Но в то же мгновение советские воины, не спускавшие взоров с неба, почуяли сердцем беду: к победителю с тыла подбирался другой «Мессер», вот сейчас он ударит по нашему «ястребку».

…Неожиданно для всех, советский лётчик умелым маневром вывел свою машину из — под вражеского огня и сам оказался в хвосте неприятеля. Ещё несколько секунд и вражеский самолёт вспыхнул. Второй !

Читай продолжение на следующей странице
AesliB