35 воздушных побед майора Луганского

Мастер боя на виражах, выпускник Оренбургской военной школы лётчиков, Сергей Луганский начал свою боевую карьеру зимой 1939 — 1940 годов, участвуя в Советско — Финляндской войне, где совершил...

Мастер боя на виражах, выпускник Оренбургской военной школы лётчиков, Сергей Луганский начал свою боевую карьеру зимой 1939 — 1940 годов, участвуя в Советско — Финляндской войне, где совершил 59 боевых вылетов.

Эскадрильей 49-го истребительного авиационного полка, в которой служил Луганский, командовал Иван Павлович Попов. Она входила в состав 14-й истребительной авиабригады и действовала с замороженного озера Карху — Лампи. Основной задачей подразделения было нанесение штурмовых ударов по Финским войскам. В одном из вылетов, 28 февраля 1940 года, самолёт Луганского был сильно повреждён зенитным огнём и он, несмотря на малую высоту, был вынужден воспользоваться парашютом. В момент прыжка Сергей потерял свои ботинки, а холода в те дни доходили до 40 градусов. Несмотря на это Луганскому удалось добраться до позиций Советских войск.

35 воздушных побед майора Луганского

Уже на следующий день, поднявшись в воздух, он одержал свою первую воздушную победу. В этом вылете, в паре со старшим лейтенантом Владимиром Пешковым, ему удалось сбить финский биплан «Глостер Гладиатор».

35 воздушных побед майора Луганского
Глостер «Гладиатор» ВВС Финляндии, 1940 год.

Сам Луганский рассказывает об этом так:

«Денёк стоял серенький, облачный. Мы шли ещё над своей территорией. Совсем близко, прямо перед нами, из облаков вдруг вынырнул вражеский разведчик — тихоходная двукрылая машина. Неприятельский лётчик под покровом облаков незамеченным пробрался на нашу сторону и, время от времени «выглядывая» из облаков, производил съёмку местности.

Неожиданная встреча застала меня врасплох. Слишком уж живо было в памяти всё, что со мной произошло накануне.

— К бою ! — подал команду командир эскадрильи.

Вслед за машиной Володи Пешкова всё наше звено легло в боевой разворот. Воздушный разведчик, видимо, не сразу заметил опасность. Надо полагать, он вообще не ожидал встретить в таком месте советские самолёты. Тихонько плывя над землёй, он терпеливо и скрупулёзно занимался своим делом, занося на карту всевозможные военные объекты.

Дать ему уйти на свою сторону с собранными разведывательными данными было бы непростительно. Когда вражеский лётчик увидел нас, было поздно. Наши самолёты уже вышли на атакующий рубеж и приготовились к бою. Финский разведчик круто отвернул в сторону и попытался было снова уйти в облака, но не успел. Командир нашего звена Владимир Пешков, покачав крыльями машины — «Делай, как я !» — устремился вперёд и отсёк разведчика от облаков. У Пешкова и у меня создалось великолепное положение для атаки. С двух сторон мы ударили по неприятельскому самолёту из пулемётов.

Закончив очередь, я привычно положил машину в боевой разворот и вышел из атаки. Занимая новую позицию, глянул вниз и увидел, как сбитый самолёт, пылая словно факел, летел к земле, а в небе покачивался белый купол парашюта. Вражеский лётчик успел выброситься».

Следующая победа Луганского едва не стала концом его лётной карьеры: по ошибке он уничтожил советский лёгкий бомбардировщик — разведчик Р-5. Но всё обошлось и Сергей отделался лишь несколькими днями ареста. По окончании Финской войны младший лейтенант С. Д. Луганский был награждён орденом Красной Звезды. Боевой опыт полученный им в этих боях оказался очень полезен уже в ближайшем будущем. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях не подтверждает побед лётчика в Финской войне. ]

Великая Отечественная война застала его осенью 1941 года на посту командира эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка. Первые встреченные в небе немецкие самолёты — тройка бомбардировщиков Ju-88 — предпочли убраться восвояси, заметив издалека наши «ЛаГГи».

Пока немцы подтягивали части Люфтваффе ближе к Ростову, советские истребители штурмовали механизированные колонны противника, совершая в день по 4 — 5 вылетов. А вскоре, когда вспыхнула схватка с Ме-109, Луганский сразу одержал 2 победы. Вначале он поймал в прицел «Мессер», расстрелявший на вертикали машину командира полка И. Попова, а затем атаковал немецкий истребитель, повисший в хвосте у его товарища. Оружие молчало. Быстро перезарядив пушку, Луганский на крутом вираже вновь догнал врага — на этот раз осечки не было. Учтя опыт этого поединка, лётчик впоследствии писал:

«Нам нужно навязывать врагу свою манеру боя на виражах. Правда, лётчик при этом сильно страдает от перегрузок, но это пока единственное средство измотать противника, лишить его маневренности. Общеизвестно, что немцы не выдерживают лобовых атак, уклоняются от боя на виражах, избегают правых разворотов, чаще всего применяют левые фигуры. Значит, врагу надо навязывать такие положения, при которых дают себя знать конструктивные недостатки «Мессершмитта», несколько зависающего на вертикалях. К примеру, немецкий самолёт взмыл вверх. Гнаться бесполезно: «Мессер» быстроходнее. Лучше уйти в сторону и встретить врага на вираже, атакуя в лоб».

Очень скоро слава о Луганском и его боевых товарищах загремела по всему фронту. Летая под Таганрогом на истребителе ЛаГГ-3, он уничтожил несколько вражеских машин. Вскоре, часть эскадрильи была перевооружена на старые И-16.

Под Батайском и Ростовом — на — Дону С. Д. Луганский сбил 4 вражеских самолёта, был награждён орденом Красного Знамени.

Горечь поражений Луганский испытал, когда новый командир полка поставил ему задачу сопровождать днём 9 тихоходных бомбардировщиков СБ. Пара «ЛаГГов» была просто не в состоянии обеспечить им эффективную защиту — с задания вернулись всего 3 машины.

Горестным для Луганского стало и 8 сентября 1941 года. В этот день он потерял двух лучших своих друзей: В. Козлова и В. Пешкова. Тогда, два звена наших истребителей встретили 18 самолётов противника. В завязавшемся бою один из немецких пилотов сбил машину Владимира Пешкова. Луганский настиг Ме-109 и уничтожил его, но и его самолёт получил повреждения. Пилоту снова пришлось положиться на парашют. После падения Ростова, на юго — западном направлении действовало немало немецких асов…

35 воздушных побед майора Луганского
В разгар Сталинградского сражения капитан Луганский приобрёл уже немалый боевой опыт, и не случайно в штабе фронта именно ему в сентябре 1942 года было приказано прикрыть переправы через Волгу. Прикрыть любой ценой, под угрозой трибунала.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector