Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Кулиджанов

Вспоминает супруга Льва Куледжанова, Наталия Фокина. «В 1942 году Лева окончил школу и поступил в Тбилисский Государственный Университет на вечернее отделение, одновременно устроившись слесарем на Тбилисский инструментальный завод....

Вспоминает супруга Льва Куледжанова, Наталия Фокина.

«В 1942 году Лева окончил школу и поступил в Тбилисский Государственный Университет на вечернее отделение, одновременно устроившись слесарем на Тбилисский инструментальный завод. Работа была тяжелая — он пристреливал автоматы. Одну очередь пускал в чан с водой (пристрелка на автоматичность), другую — в цель (проверка на меткость). От грохота закладывало уши. Кто-то посоветовал вставлять в них патроны.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Кулиджанов

Нина Меньшикова, Лев Кулиджанов и Наталья Фатеева

В свободное время Лева посещал актерскую школу при Госкинпроме Грузии. В это же время он подружился с Маро Ерзинкян, сестрой его друга Юры Ерзинкяна. Маро была студенткой сценарного факультета ГИКа. Институт эвакуировали в Алма-Ату, но Маро поехала к родственникам в Тбилиси. Была она маленькая, бойкая, энергичная, темпераментно и с увлечением рассказывала о кино и о прекрасном институте, где ей посчастливилось учиться. Ее рассказы и увлеченность кинематографом произвели на Леву оглушительное впечатление. Он решил поступить на режиссерский факультет.

Осенью 1943 года ГИК вернулся из эвакуации, и Маро, попрощавшись с тбилисскими родственниками и друзьями, укатила в Москву, пообещав Леве выслать все сведения по приему на режиссерский факультет.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Кулиджанов

Л.Лужина, И.Гулая, С.Ростоцкий, С.Герасимов и Л.Кулиджанов на кинофестивале в Каннах

Люди жили трудно, бедно. Не было света, с водой — перебои. За керосином и хлебом стояли длинные очереди. Как и во всей стране — карточная система. Но на рынках было полное изобилие: горы фруктов, мяса, зелени, пряностей. На вещевом базаре на Сабуртало можно было достать всё. Работали все театры и кинотеатры, зрительные залы были полны. Весь город распевал мелодию из американской версии «Трех мушкетеров» с братьями Маркс.

Появилось много госпиталей. По улицам на костылях, в больничных халатах бродили выздоравливающие раненые. Бесшабашные и шумные, они заводили перебранки с милицией, иногда случались и перестрелки. По городу ходил сыпной тиф. Лева заболел воспалением легких, потом у него обнаружили начало очагового туберкулеза легких. Он ушел с завода.

На очередной комиссии в военкомате его признали негодным к несению военной службы. Бабушка старалась подкормить его и подлечить. За его здоровье взялись и Ирина Валерьяновна, и ее зять Михаил Юлонович Нодия, врач со связями. К лету 1944 года процесс удалось остановить, очаги зарубцевались. Маро выполнила свое обещание — прислала условия приема на режиссерский факультет. Лева собрал все справки, написал заявление и работу на творческий конкурс и отправил все в Москву в приемную комиссию.»

Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Кулиджанов

Лев Кулиджанов в фильме «Дом,в котором я живу»

Летом 1944 года почти без денег Кулиджанов уезжает в Москву поступать во ВГИК. Вступительные экзамены принимали Г. М. Козинцев, он набирал курс, и директор ВГИКа Л. В. Кулешов. Успешно сдав экзамены, Кулиджанов приступил к занятиям. Однако полуголодное существование в неотапливаемом общежитии и отсутствие материальной поддержки серьёзно подорвали его здоровье, заставили бросить учёбу и уехать домой, в Тбилиси, куда после ссылки уже вернулась его мать.

Боль о незаконно репрессированных родителях останется с Кулиджановым навсегда. В это время он знакомится со своей будущей женой Натальей Фокиной. Потеря ВГИКа была для Кулиджанова большой трагедией. Ему тогда казалось, что не будет сил туда вернуться. И всё-таки в 1948 году он вновь становится студентом ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой), который окончил в 1955.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Кулиджанов

«Дом,в котором я живу»

Коллеги Кулиджанова вспоминают, что во ВГИКе он показал себя не только как режиссёр, но и как блестящий актёр. Лучшей оценкой его актёрского дара стало предложение С. А. Герасимова: двоим студентам своего курса, Кулиджанову и Э. Н. Бочарову, мэтр предложил досдать танцы и пение, чтобы закончить институт с двумя дипломами — актёрским и режиссёрским.
Оба отказались, решив, что и одного диплома будет достаточно. Но само это предложение дорогого стоило.

Окончил ВГИК (мастерская Сергея Аполлинариевича Герасимова) в 1955 и тогда же дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Б. Оганисяном, по рассказу Антона Павловича Чехова). Затем Кулиджанов вместе с Я. А. Сегелем снял две ленты — «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу»(1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Кулиджанов

«Дом,в котором я живу»

Уже в этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Это счастливо совпало с «оттепелью», начавшейся в середине 1950-х годов. Возвращение на экран такого близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, максимально соответствовало и устремлениям Кулиджанова.

Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, Лев Кулиджанов добился в «Отчем доме» (1959) и в лучшей своей картине «Когда деревья были большими»(1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Юрия Никулина, или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая), заслуживают истинного сочувствия и любви.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Кулиджанов

«Дом,в котором я живу»

Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда.

Тяга к внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом «Звездная минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь частично.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Кулиджанов

Лев Кулиджанов и Инна Гулая

Стремление Льва Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей — Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, Ленинская премия, 1982) — обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны.

Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) — знаменуют для режиссера возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Однако нельзя не отметить, что с возрастом Лев Кулиджанов утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Кулиджанов

«Когда деревья были большими»

О Льве Кулиджанове в журнале «Советский Экран» №6 март 1984 года писали его коллеги Станислав Ростоцкий:

Льву Кулиджанову—60 лет.

Каждый раз? когда кто-то из- нашего военного поколения приходит к этой весьма важной в жизни человека дате, я испытываю чувство удивления и недоумения. Уж очень не вяжутся с ними мысли о пенсии, стремление к заслуженному покою, отдыху и бездеятельности. И каждый раз думаешь: неужели действительно 60?

Кажется, ведь это было так недавно: холодные коридоры и аудитории ВГИКа.

Голодные послевоенные годы, когда счастливый обладатель выданного ордера на калоши, дабы поддержать свое бренное существование, получал возможность обменять его на буханку хлеба: годы неустроенного быта и одновременно счастливейшие годы нашей учебы у выдающихся мастеров, создавших славу советского кинематографа.—Эйзенштейна, Козинцева, Ромма, Герасимова: годы горячих споров, надежд и мечтаний.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Кулиджанов

«Когда деревья были большими»

Это было так недавно: ровно сорок лет назад…

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector