Вия Артмане: дорогая Джулия

Суперзвезда советского кино, народная артистка СССР и ведущая актриса Латвийского театра. Она родилась нищей крестьянкой и выросла без отца, но стала настоящей королевой сцены и экрана. «Балтийская богиня» Вия Артмане.

Пастушка

Вия Артмане: дорогая Джулия

Вия Артмане родилась 21 августа 1929 года в небольшом латвийском посёлке. У неё было по-настоящему трудное детство. Отец умер в результате несчастного случая ещё до её рождения. Мать же, простая крестьянка, полячка Анна Заборская, с большим трудом зарабатывала на пропитание себе и дочери.

Через несколько лет после смерти отца девочки она смогла снова выйти замуж, но этот брак оказался несчастным – новый муж пил и бил, и Анна сбежала от него спустя несколько месяцев после замужества.

Вия Артмане: дорогая Джулия

Она нанималась на поденную работу к зажиточным крестьянам, скитаясь от одного чужого дома к другому. Жили очень бедно и голодно. С десяти лет на работу вышла и Вия – она стала пастушкой и посильно помогала своей маме добывать средства на жизнь.

Когда Вие было 15, они с мамой переехали в Ригу. Здесь стало полегче. Девочка закончила советскую школу и решила стать актрисой. Правда, тяжёлое детство не прошло без следа, и сначала маленькая Артмане даже собиралась пойти в юристы — «чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых».

Классический театр

Вия Артмане: дорогая Джулия

При рождении Артмане назвали Алидой. Вия – псевдоним, который актриса подобрала специально для сцены, когда училась в драматической студии при Художественном академическом театре им. Я. Райниса.

Ещё во время учёбы Вию заметил основатель Художественного театра, режиссер Эдуард Смильгис. Закончив учиться, она поступила к нему в труппу. О Смильгисе актриса и много лет спустя отзывалась с восхищением, как о своём учителе: «Я жутко комплексовала. И только такой замечательный человек, каким был основоположник латышского национального театра Эдуард Смильгис, сумел рассмотреть во мне артистические задатки. Это Бог меня с ним свёл.

Смильгис вырастил меня как актрису. У него все женщины долго оставались молодыми. Этот мастер умел поддержать в актёрках молодость какими-то только ему одному ведомыми способами. И профессиональной уверенности, ответственности за свое дело он нас научил. Я поэтому в телефильме «Театр» по Сомерсету Моэму играла свободно и расковано».

Вия Артмане: дорогая Джулия

Очень быстро и на долгие годы Артмане стала ведущей актрисой театра. В основном она играла классический репертуар, и уже в начале карьеры такие роли, о которых некоторые актрисы мечтают годами, – шекспировских Джульетту и Офелию, Абигайль из пьесы Эжена Скриба «Стакан воды», Элизу из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Элен из «Войны и мира».

Позднее были роли Настасьи Филипповны в «Идиоте», Надежды Монаховой в «Варварах» Горького, Аркадиной в «Чайке» Чехова, королевы Елизаветы в пьесе Фердинанда Брукнера «Елизавета, королева английская» и многие другие. В театре имени Райниса актриса проработала почти 50 лет – до 1998 года. Последней значительной ролью на этой сцене стала мадам Ракен в пьесе Золя «Тереза Ракен».

В 1998 году Артмане поступила на службу в Новый Рижский театр, где сыграла ещё одну заметную роль из классического репертуара – графиню в постановке по повести Пушкина «Пиковая дама».

«Театр» Моэма

Вия Артмане: дорогая Джулия

Природная красота, выдержанность и благородство в манерах и поведении, соответствующие роли – от многочисленных знатных дам до королевы Елизаветы – породили даже легенду о якобы аристократическом происхождении Вии Артмане. Неслучайно один из документальных фильмов о ней так и назывался – «Беседы с королевой».

Однако сама Вия всегда пыталась выйти за пределы сложившегося типажа царственной красавицы. Она хотела работать не только с классикой, но и с современным материалом. Играть не только героев всем известных литературных произведений, но своих современниц – обычных женщин с их страданиями и надеждами, чувствами и страстями. Это стремление она смогла реализовать не в театре, а в кино.

Артмане дебютировала на экране в 1956 году, сыграв в фильмах «После шторма» и «За лебединой стаей облаков». Потом была лента «Чужая в посёлке», где Вия сыграла директора рыбного завода. Но настоящую славу актрисе принесла роль паромщицы Сони в картине «Родная кровь», вышедшей в прокат в 1963 году.

Военная мелодрама пользовалась огромной популярностью советских зрителей и даже была отмечена на международных кинофестивалях. После выхода фильма по результатам опроса журнала «Советский экран» Артмане признали Лучшей актрисой года, она стала всесоюзной звездой.

Вия Артмане: дорогая Джулия

Заметными работами в фильмографии Артмане стали картины «Никто не хотел умирать», «Эдгар и Кристина» и многие другие фильмы. В 60-70-е годы Вия была одной из самых известных актрис Советского Союза. В Латвии она даже получила неформальное прозвище «Мать-Латвия».

Одной из вершин в кинокарьере Артмане считают картину «Театр» – экранизацию одноимённого романа Сомерсета Моэма. Вероятно, дело в том, что в этом фильме Вия сыграла такую женщину, какой актрису представляли её многочисленные поклонники. Джулия Ламберт – безусловная звезда, королева театральной сцены, красивая и страстная, волнующая, несмотря на уже ушедшую молодость.

После выхода фильма на экран ходили слухи, будто Артмане пропихнула актёра Ивара Калныньша на роль молодого любовника своей героини ровно по той причине, что он был её любовником и в жизни. Даже коллеги актёров по труппе в театре имени Райниса говорили: «Уж слишком достоверно играют!»

Вия Артмане: дорогая Джулия

Артмане отзывалась о своей героини так: «Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но прежде всего Джулия – человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной».

Всего Вия Артмане сыграла около 50 ролей в кино. Свою актёрскую карьеру она завершила как царствующая особа, уже во второй раз сыграв роль императрицы Екатерины II в фильме Ильи Хотиненко «Золотой век».

Читай продолжение на следующей странице
AesliB