Великое путешествие Екатерины II

Со 2 января по 11 июля 1787 года состоялось уникальное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие Екатерины II в Крым. Одной из целей полугодового путешествия стало желание Екатерины II увидеть новые земли, присоединенные к России в результате войн за четыре года до этого…

Путешествие Екатерины из Санкт-Петербурга в Крым и обратно началось в январе 1787 года и продолжалось шесть месяцев. За это время она посетила Киев, Чернигов, Херсон, Симферополь, Бахчисарай, Мариуполь, Севастополь: старые и вновь отстроенные города, через которые пролегал путь ее кортежа.

Подготовка к поездке началась еще в 1784 голу, когда Князь Г. Потемкин подписал ордер, предписывающий отстроить на пути следования Императрицы гостиниц, гостевых домов, дорог и даже целых городов.

Великое путешествие Екатерины II

Придворные художники приравнивали это путешествие к появлению Божества.

На путешествие, по разным оценкам, было потрачено от 15 до 20 миллионов рублей. Многие историки говорят, что из казны было выделено 15 миллионов, а еще около 4-х добавил сам Потемкин из личных сбережений. Следует понимать масштаб этой суммы — корова по тем временам стоила 8 рублей.

В данном путешествии можно отследить все признаки классического тура — транспорт, размещение, питание, сопровождение, культурная программа, сувениры.

Вместе с многочисленной обслугой, в путешествие отправились почти 200 человек. Расселись по местам и кортеж, состоящий из 14 карет, 124 саней с кибитками при 40 запасных санях двинулся в путь, растянувшись на версту.

Сама царица ехала в карете на 12 персон, запряжённой 40 лошадьми – фактически это был дом на колёсах. На границе каждой губернии кортеж встречали и сопровождали первые лица губернии. На каждой станции царский поезд ожидало до 600 свежих лошадей.

Великое путешествие Екатерины II

Специально для путешествия был разработан справочник-путеводитель

Изначально кортеж прибыл в Киев и пробыл там почти три месяца: ждали, когда вскроется Днепр. Далее флотилия, состоявшая из 50 галер, двинулась дальше. Посетили только что отстроенные города Екатеринослав (Днепропетровск) и Херсон.

По ночам кортеж Императрицы походил на посадочные огни современных аэропортов — по дорогам были расставлены бочки с смолой, которые горели и освещали путь.

Сопровождавший Императрицу посол Франции Луи-Филипп де Сегюр вел записи. Вот описание отъезда Императрицы из Киева:

«22 апреля 1787 года императрица пустилась в путь на галере, в сопровождении великолепнейшей флотилии, которая когда либо шла по широкой реке. Она состояла из 80 с лишком судов с 3 тыс. человек матросов и солдат.

Впереди шли семь нарядных галер огромной величины, искусно расписанных, с множеством ловких матросов в одинаковой одежде. Комнаты, устроенные на палубах, блистали золотом и шелками. […] На каждой из галер была своя музыка».

Великое путешествие Екатерины II

Также Сегюр описал фейерверк в городе Каневе:

«По уступам её была прорыта канава, наполненная горючим веществом; его зажгли, и оно казалось лавою, текущею с огнедышащей горы, и сходство было тем разительнее, что на вершине горы взрыв более 100 тыс. ракет озарил воздух и удвоил свет, отразившись в водах Днепра. Флот наш тоже был великолепно освещён, так что на этот раз для нас не было ночи»

Дорогу в Крым Потемкин потребовал «сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским. Я назову ее Екатерининский путь».

В развитие этой темы он повелел обозначить победное шествие Екатерины от моря до моря специальными «дорожными знаками»: каждая верста обозначалась специальным треугольным обелиском, а через каждые десять верст водружали каменную «милю» — «круглую пропорционально вытесанную колонну с украшением вроде осьмиугольной капители».

Великое путешествие Екатерины II

Екатерининская миля

До наших дней из всех Екатерининских миль сохранилось всего две в Днепропетровской, одна в Херсонской областях и пять в Крыму: в Севастополе на Северной стороне, в Бахчисарае возле Ханского дворца, на трассе Севастополь-Симферополь около с. Севастьяновка, на трассе Симферополь-Феодосия около с. Цветочное.

Недалеко от села Отважное стоит памятный знак в виде Екатерининской мили, сам монумент в 1998 г. был разрушен, а оставшиеся части перевезены во двор краеведческого музея Старого Крыма.

По всему пути следовании кортежа строились гостевые дома и дворцы, в которых останавливалась на ночлег Императрица и вся ее свита

В Кременчуге кортеж встречали при большом стечении народа, пушечная пальба сопровождала Екатерину и ее спутников, которых перевезли на берег в шлюпках, а во дворец в каретах.

Великое путешествие Екатерины II

После посещения Херсона, который очень понравился Екатерине и военного приема, а также прогулке по городу, кортеж двинулся в Таврическую область, где был встречен правителем области В.В. Каховским и задержался тут на 2 недели.

Вскоре путешественники пересекли Перекоп и насладились видом минаретов, татарских деревушек, соляных озер и курганов. Отметим, что большинство путевых дворцов, отстроенных специально для этого путешествия не сохранились до наших дней. Так полностью был разрушен дворец в Карасубазаре (современный Белогорск)

Императрицу здесь встретили необыкновенной красоты фейерверком, для которого за 2 тысячи верст Потемкин прислал часть бомбардирской роты Преображенского полка.

В городе Левкополь (переименован Потемкиным из г. Солхат, ныне Старый Крым) путевой дом был перестроен из армянской церкви, позже ставшей православным храмом

Там же, специально для Императрицы был отстроен фонтан, ныне известный как Екатерининский. Около него была сооружена беседка, где Императрица изволила отдыхать и пить чай. Сегодня от фонтана мало что осталось.

Великое путешествие Екатерины II

Встреча Екатерины II с ногайскими татарами в Ольвиополе.

От Алма-Кермена, не доезжая 11 верст до Бахчисарая, императрицу провожала конница татар, составленная из родовитых мурз численностью от 1 до 2 тысяч человек. Их блестящие костюмы и джигитовка приводили в восторг Екатерину и Иосифа.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB