Величайшее сопрано современности

Монтсеррат Кабалье – известнейшая испанская оперная певица, величайшее сопрано современности. Сегодня ее имя знают даже люди, далекие от оперного искусства. Широчайший диапазон голоса, непревзойденное мастерство и яркий темперамент дивы покорили главные сцены ведущих театров планеты. Она лауреат всевозможных премий. Является послом Мира, Послом доброй воли ЮНЕСКО.

Детство и юность

12 апреля 1933 года в Барселоне родилась девочка, которой дали имя Монтсеррат Кабалье. Ее полное имя вряд ли выговоришь без тренировки – Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк. Родители назвали ее так в честь священной горы святой Марии Монтсеррат.

Величайшее сопрано современности

В дальнейшем ей суждено было стать величайшей оперной певицей, которой присвоили неофициальный статус «Непревзойденная». Малышка родилась в бедной семье рабочего химзавода и домработницы. Мать будущей певицы вынуждена была подрабатывать где придётся. Монтсеррат с детства была неравнодушна к музыке, она часами слушала оперные арии на пластинках. В 12 лет девочка поступила в лицей Барселоны, где проучилась до своего 24-летия.

Так как в семье было плохо с деньгами, Монтсеррат помогала родителям, работая сначала на ткацкой фабрике, затем в магазине и в швейной мастерской. Параллельно с получением образования и дополнительными заработками девушка брала уроки французского и итальянского.

Величайшее сопрано современности

Она 4 года проучилась в консерватории «Liceo» в классе Эугении Кеммени. Венгерка по национальности, бывшая чемпионка по плаванью, певица, Кеммени разработала собственную систему постановки дыхания, основой которой стало укрепление мускулатуры торса и диафрагмы. До сих пор Монтсеррат пользуется дыхательными упражнениями своего педагога и её распевками.

Музыка

Получив высший балл на выпускных экзаменах, девушка начинает профессиональную карьеру. Покровительство знаменитого мецената Бельтрана Мата помогло молодой девушке попасть в труппу оперного театра Базеля. Дебютом молодой Монтсеррат стало исполнение главной партии в опере «Богема» Джакомо Пуччини.

Молодую артистку стали приглашать в оперные коллективы других городов Европы: Милана, Вены, Лиссабона, родной Барселоны. Монтсеррат осваивает музыкальный язык романтических, классических и барочных опер. Но особенно ей удаются партии из произведений Беллини и Доницетти, в которых раскрывается вся мощь и красота её голоса.

К 1965 году испанскую певицу уже знают за пределами родины, но мировой успех к ней пришёл после исполнения в американской опере «Карнеги-холл» партии Лукреции Борджиа, когда Монтсеррат Кабалье пришлось заменить другую звезду классической сцены Мэрилин Хорн.

После спектакля публика не отпускала главную героиню вечера со сцены около получаса. Примечательно то, что как раз в этот год завершилась сольная карьера оперной дивы Марии Каллас. Таким образом, предшественница как бы передала пальму первенства Монтсеррат Кабалье, как самому лучшему сопрано мира.

Величайшее сопрано современности

Монтсеррат Кабалье и Мария Каллас

Следующей вершиной в творческой биографии певицы стала её роль в опере Беллини «Норма». Эта партия появилась в репертуаре Монтсеррат в 1970 году. Премьера спектакля прошла в театре «Ла Скала», а через четыре года итальянский коллектив приехал с гастролями в Москву. Советские слушатели впервые могли насладиться звучанием голоса талантливой испанки, которая так блистала в арии «Норма». Помимо этого, певица выступала на сцене «Метрополитен-опера» в ведущих партиях опер «Трубадур», «Травиата», «Отелло», «Луиза Миллер», «Аида».

За время карьеры Монтсеррат Кабалье удалось посотрудничать с оркестрами таких звёздных дирижеров, как Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Георг Солти, Зубин Мета, Джеймс Ливайн. Её партнерами по сцене были лучшие тенора мира: Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Монтсеррат была дружна с Еленой Образцовой и Мэрилин Хорн.

Величайшее сопрано современности

Монтсеррат Кабалье на сцене “Ла Скала”

Помимо ведущих оперных сцен мира, испанка выступала в Большом Колонном зале Кремля, Белом доме в США, в Аудитории ООН и даже в Зале Народа, который находится в столице КНР. За всю творческую жизнь великая артистка спела более чем в 120 операх, с её участием выпущены сотни дисков. В 1976 году на 18 церемонии «Грэмми» Кабалье присудили премию за исполнение лучшего классического вокального соло.

Монтсеррат Кабалье увлекает не только оперное искусство. Она пробует себя и в других проектах. Впервые оперная дива выступила с рок-звездой Фредди Меркьюри, лидером музыкального коллектива «Queen», в конце 80-х годов. Совместно они записали песни для альбома «Барселона».

Одноименная композиция была исполнена знаменитым дуэтом на Олимпийских играх 1992 года, которые проходили в Каталонии. Хит побил все рекорды мировых чартов и стал гимном не только Олимпиады, но и всего автономного сообщества Испании.

В конце 90-х годов Монтсеррат Кабалье записывается совместно с рок-группой «Gotthard» из Швейцарии, а также даёт совместное выступление с итальянским поп-певцом Аль Бано в Милане. К тому же певица экспериментирует с электронной музыкой: женщина записывает композиции с автором из Греции Вангелисом, который является одним из создателей нового стиля Нью Эйдж.

Величайшее сопрано современности

Монтсеррат Кабалье и Николай Басков

Среди поклонников оперной певицы немалую популярность приобрела песня-баллада «Нijodelaluna» («Дитя луны»), которая впервые была исполнена коллективом из Испании «Mecano». Монтсеррат в своё время отметила российского исполнителя Николая Баскова. Она опознала в молодом теноре большого певца и предложила ему занятия вокалом. Впоследствии Монтсеррат и Басков спели вместе дуэт из мюзикла Э. Л. Уэббера «Призрак оперы» и знаменитую оперу «Аве Мария».

Читай продолжение на следующей странице
AesliB