Законы опирались на свидетельские показания, но в то же время была возможность испытания водой: «Если человек бросит на человека (обвинение) в чародействе и не докажет этого, (то) тот, на кого брошено (обвинение в) чародействе, должен пойти к Реке (Река — буквально: «бог-река». Вероятно, Евфрат. Подробности «божьего суда» неизвестны) и броситься (в нее). Если Река овладеет им, (то) обличавший его может забрать его дом; (а) если Река этого человека очистит, и он останется невредим, (то) того, кто бросил на него (обвинение в) чародействе, должно убить; бросившийся в Реку получает дом обличавшего его».
Доказательством могла служить и клятва во имя богов: «Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он падает, (то) человек, который нанял быка, должен произнести клятву богам и быть свободным (от ответственности)».
В древнем Вавилоне не существовало равенства перед законом. Были свободные и рабы. Если раб был строптивым, то его могли изуродовать. Отрезать ухо, например. Причём для такого наказания было достаточно сказать господину: «Ты не мой господин». Перед законом не были равны и свободные люди. Существовали свободные общинники и «падающие ниц», которые были ниже по общественному статусу.
Кодекс Хаммурапи. В настоящее время находится в Лувре
Царь Хаммурапи был справедлив. Конечно, в рамках того общества. Более того, он пытался оградить своих подданных от бед. В частности, старался не допустить попадания подданных в рабство, что было достаточно просто в те времена. Например, можно было взять что-то в долг у ростовщика и не отдать это вовремя, а потом, в качестве расплаты, отдать члена своей семьи в рабство. Хаммурапи ограничил срок такого рабства 3 годами и запретил убивать таких рабов. Хаммурапи, «могучий царь», считал свои законы идеальными.
автор: Сергей Алумов
источник: diletant.media