В поисках утраченного времени

Насколько сильно отличаются друг от друга разные культуры, настолько пестры и представления людей о летоисчислении и времени. И хотя в современном мире установилась гегемония григорианского стиля, история человечества знает немало случаев радикальных календарных реформ. Некоторые из них были курьезными, другие проводились ради сиюминутных интересов, результат остальных сохранился до наших дней.

Шведское 30 февраля

«30 февраля — самый лучший день в году, чтобы наконец начать учиться и приучить себя к зарядке» — примерно такой бородатый анекдот вертится на языке каждый год на стыке зимы и весны. Вот только всем шуткам назло мифическая дата действительно имела место быть — правда в исключительных случаях. Таким казусом можно назвать следствие введения нового шведского календаря, согласно которому страна трех корон жила в 1700 — 1712 гг.

В поисках утраченного времени

До XVIII века Швеция, как и Россия, сверяла дату по юлианскому календарю. К 1700 году ее счисление отстало от остальной Европы на 11 дней. Король Карл XII решил исправить недоразумение и принял решение пропускать високосные феврали и так за 40 лет нагнать соседей по Старому Свету. Реформа, однако, оказалась мертворожденной. В 1704 и 1708 гг. Швеция так и не пропустила високосные дни. В 1712-м Карл отказался от сомнительной затеи и ввел два дополнительных февральских дня. Так у шведов появилось 30 февраля. Хаотичность нововведений привела к путаницам в хрониках Северной войны против России. Окончательно скандинавская страна перешла на григорианский стиль в 1753 году. На этот раз от постепенной калибровки власти отказались. Шведы в один день перепрыгнули с 17 февраля на 1 марта, а история о 30 февраля стала забавным преданием старины.

Детище Ромма

Самая известная реформа календаря Нового времени произошла во Франции сразу после свержения абсолютной монархии. Великая революция заслуженно получила свое громкое определение — она сметала все порядки, которые попадались под горячую руку свободолюбивого народа. Метаморфозам подвергся и календарь.

Отказ от григорианского стиля был продиктован идеей освобождения от любых атрибутов религии. Идея о «первом годе царства разума» впервые была продекларирована публицистом и поэтом Сильвеном Марешалем. В 1788 году он издал «Альманах честных людей». Автор предлагал переименовать некоторые месяцы и отказаться от календарных праздников, посвященных святым Католической церкви. Произведение вызвало громкий скандал. Тираж книги сожгли, а автора посадили в тюрьму.

Но уже спустя несколько лет Старый порядок остался в прошлом. Новый республиканский календарь был введен в 1793 году декретом Национального конвента. Он просуществовал почти 13 лет, пока не был отменен Наполеоном Бонапартом. В 1871 году Парижская коммуна восстановила республиканский календарь. Однако и эта попытка изменить летоисчисление провалилась — через несколько месяцев революция была задушена.

Что из себя представлял республиканский календарь? Возглавляемая математиком Жильбером Роммом комиссия отменила эру от рождества Христова. Отсчет календаря велся с 22 сентября 1792 года — дня, когда была провозглашена республика. Французам пришлось привыкнуть к 12 месяцам по 30 дней и 5 — 6 выпадавшим дням. Они были названы Санкюлотами и объявлены праздничными. Семидневную неделю заменила декада (десятичная система также была принята в исчислении времени). Месяцы получили «природные» названия, отсылавшие к сезонным явлениям: сбору винограда, заморозкам, цветению, жатвы и т. д. Брюмер, жерминаль, термидор — эти слова слышал каждый, кто в хоть какой-то мере знаком с событиями Великой Французской революции.

Османский эксперимент

В некоторых случаях календарные реформы приводили к использованию двойной датировки. Так случилось в Османской империи. Изначально она жила согласно исламскому календарю. Календарь был лунным, из-за чего датировка постоянно «плавала» по отношению к реальным временам года.

В 1677 году султан Мехмед IV ввел юлианский календарь, который турки стали использовать исключительно для фискальных дел и ведения финансовых документов. В религиозной же жизни продолжал безраздельно властвовать исламский календарь. Двойственность не исчезла даже после того, как юлианский стиль стал всеобщим для любых гражданских целей. Этот календарь получил название румийского. Он отличался как от религиозного исламского, так и от европейского григорианского. Отсутствие синхронности сохранялось до 1925 года, когда были проведены светские реформы Ататюрка. С тех пор Турция живет по всеобщему григорианскому календарю.

Пятидневки и шестидневки в СССР

Переход Советской России на григорианский календарь в 1918 году известен более менее каждому. А вот история другой неудавшейся советской календарной реформы почти не оставила следа в памяти потомков. Летом 1929 года в СНК было принято постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР». Той же осенью появился единый производственный табель-календарь.

Смысл нововведения заключался в переформатировании календарного года согласно принципу «360 дней (72 пятидневки) + 5 праздников». Памятные даты были приурочены к ключевым клеточкам в советском графике: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 — 8 ноября.

Работники всех предприятий делились на пять групп. Каждой из них причиталось по одному выходному дню в пятидневку. Сложившийся порядок в массах окрестили «непрерывкой». Время отдыха перестал соответствовать привычным дням недели.

Новый календарь (официально — Советский революционный календарь) просуществовал недолго. Уже в ноябре 1931 года СНК СССР разрешил наркоматам и другим государственным учреждениям переходить на шестидневную рабочую неделю. Дни отдыха привязывались к числам (6, 12, 18, 24, 30). Лихорадочные реформы происходили на фоне форсированной индустриализации, первой пятилетки и раздутых экономических планов советского руководства.

Просуществовав девять лет, шестидневка была отменена в 1940 году. Интересно, что тогда же согласно постановлению СНК отменил существовавшие в колхозах особые нерабочие дни: 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

В поисках утраченного времени

Календарь чучхе

Примеры Французской и Российской революций показывают, к каким кардинальным экспериментам могут привести смутные времена. Как правило, такие конъюнктурные перемены со временем отмирают. Но есть страны и с обратным опытом. Примером такой консервации является КНДР.

В Северной Корее отказались от универсального летоисчисления от Рождества Христова и приняли свое — от рождения Ким Ир Сена в 1912 году. Государственная идеология, чучхе, называет его Вечным президентом КНДР — эту должность коммунистический вождь занял уже посмертно. В сравнении с этим фактом реформа летоисчисления кажется банальностью. Любопытно другое — календарь чучхе странным образом хронологически совпадает с календарем Миньго, принятом на Тайване. В обеих странах сейчас идет 106 год.

автор: Максим Новичков

источник: diletant.media

AesliB