Унеслись, но не ветром.Почему культовый фильм попал под запрет в США?

Самый кассовый фильм в истории кинематографа, отхвативший в свое время 8 «Оскаров», бессмертная картина «Унесенные ветром» попала в жернова общественной истерии после событий в Шарлотсвилле. Фильм запретили к показу в кинотеатре «Орфеум», где его ежегодно демонстрировали на протяжении последних 34 лет. Слишком расистский, слишком рабовладельческий, слишком «южный». Чем еще гордость Голливуда стала неудобной для новой Америки?

Так уж случилось, что очередной ежегодный показ фильма совпал с трагическими событиями 12 августа в Шарлотсвилле. Кинотеатр находится в Теннеси, а Шарлотсвилл – в соседней Вирджинии. Впрочем, будь кинотеатр даже на Аляске, гром от скандала вокруг памятникам конфедератам докатился бы и до нее. Фильм демонстрировался в кинотеатре буквально днем ранее, до кульминации событий в Шарлотсвилле, когда молодой американец совершил наезд на толпу сторонников сноса памятника генералу Роберту Ли, задавил женщину и ранил еще 19 человек. Следующим летом зрители фильм уже не увидят: директор кинотеатра Бретт Баттерсон заявил, что «Орфеум не может демонстрировать фильм, к которому так чувствителен значительный сегмент местных жителей». По словам директора, именно социальная медиа-буря сыграла свою роль в запрете фильма к показу.

Унеслись, но не ветром.Почему культовый фильм попал под запрет в США?

Озлобленные противники «превосходства белой расы» закидали кинотеатр комментариями с требованием исключить фильм из показа, ибо он слишком романтизирует южан, которые, как известно, были рабовладельцами. А романтизация старого доброго Юга – само по себе расизм и гимн «белой Америке». Кстати, «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в фильме получила Хэтти Макдэниел, первая чернокожая актриса, удостоенная столь высокой награды. Давать «Оскар» чернокожей за роль в расистском фильме – это расизм или не совсем? Когда через несколько лет пойдут отмены решений комиссии киноакадемиков по «Оскарам» задним числом – вот увидите, и до этого дойдет – будет интересно, сочтут ли ее «Оскар» «расово правильным».
А ведь когда-то этот фильм, выпущенный в 1939 году, был настоящим национальным достоянием Америки. Баснословный по тем меркам бюджет, 4 часа экранного времени, опасения режиссеров и продюсеров, что гигантский труд не окупится – и, как итог, картина собрала в 25 раз больше, чем было потрачено на ее производство, а к сегодняшнему дню фильм собрал свыше 3,5 миллиардов долларов с поправкой на инфляцию и был признан самым кассовым фильмом в истории мирового кинематографа.

Унеслись, но не ветром.Почему культовый фильм попал под запрет в США?

Теперь, похоже, классическая картина Виктора Флеминга рискует повторить судьбу флага Конфедерации, попавшего в опалу в последние годы. Знаменитая «конфедератка» раньше гордо реяла над государственными зданиями в южных штатах, отлично продавалась в качестве сувениров, украшала ковбойские шляпы и бока мотоциклов. После трагедии в 2015 Чарльстоне, когда юный поклонник «конфедератки» расстрелял девятерых чернокожих в одной из местных церквей, флагу с синим крестом на красном фоне была объявлена настоящая война. Потом истерия перекинулась на памятники конфедератам. Скоро она рискует затронуть и огромное культурное наследие старой доброй Америки.

Унеслись, но не ветром.Почему культовый фильм попал под запрет в США?

Собственно, «Унесенных ветром» как новую цель для атаки прогрессивной либеральной общественности предложил критик газетыNew York Post не далее, как этим летом. Сказано – сделано. Теперь проблемы, связанные с американской историей и попытками ее переделать, будет все сложнее игнорировать.

С колокольни нынешних моральных наследников северян, фильм показывает «старый добрый Юг» как место, где чернокожие были по-своему счастливы: в фильме есть момент, где освобожденные рабы просятся назад в рабство. Главная героиня, Скарлет О’Хара, сыгранная прекрасной Вивьен Ли – дочь рабовладельца. Через романтизацию и элементы мелодрамы режиссер создает образ Юга, который может показаться многим привлекательным – и это одна из претензий, выказываемых в адрес фильма со стороны кинокритиков. А «рабовладельческие фразочки», которыми сыплют герои фильма – это фразы героев или все-таки создатели фильма с ними в чем-то согласны?

В таком случае, за что же получила Пулитцеровскую премию Маргарет Митчелл в 1937 году? Именно за этот роман, ставший в свое время бестселлером в США и экранизированный спустя три года. Интересно, что больше всего роман хвалили на Севере. Впрочем, ругали тоже там же, критики с Юга к роману отнеслись куда более равнодушно. Роман обвиняли в чем угодно, кроме того, в чем обвиняют сейчас. В вульгарщине, в пустоте содержания, в дурацком финале, в дешевых мелодраматических приемах – но никак не в расизме или излишней романтизации Юга.

Унеслись, но не ветром.Почему культовый фильм попал под запрет в США?

По мнению современных критиков, искусство живет само по себе, а его смысл – создается аудиторией. В качестве культурного шедевра, «Унесенные ветром» куда больше говорят об американском обществе 30-х годов, чем о далекой Гражданской войне в XIXвеке. И, как любое бессмертное и потому актуальное произведение искусства, еще больше говорят об обществе сегодняшнем.

источник: rusplt.ru

AesliB