Три Цусимы создателя «Щуки»

Зачинатель советского подводного кораблестроения принадлежал к той плеяде людей, кого поэт Роберт Рождественский назвал «Великими без фамилий». Когда началась Великая Отечественная, в Рабоче-крестьянском красном флоте насчитывалось 206 подлодок, и в каждую из них была вложена частичка таланта и труда Малинина.

Он родился 1 (13) февраля 1889 года в Москве. Окончив с золотой медалью гимназию, поступил в 1907-м на кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института. С той поры почти всю жизнь был связан с городом на Неве и Балтийским судостроительным заводом.

В 1910 году, проходя практику на транспорте «Тамбов», находившемся в составе эскадры вице-адмирала Зиновия Рожественского и уцелевшем в Цусимском сражении, студент Борис Малинин сказал механику Киселеву: «А представьте себе, Иван Петрович, такую подводную лодку, которая идет вместе с эскадрой или, действуя, к примеру, из Владивостока, топит далеко в океане вражеские суда. Может, тогда обошлось бы и без Цусимы?». Субмарины только-только появились в ВМФ ведущих держав, и никто не предполагал, что очень скоро предположение Малинина окажется реальностью морских ТВД.

Куда после института? Вопрос этот Борис решил еще на «Тамбове». 3 февраля 1914 года он был зачислен на Балтийский судостроительный и механический завод Морского ведомства в подводный отдел инженером-конструктором. Принимал участие в разработке проектов и испытаниях субмарин типов «Морж» и «Барс». Копил опыт, приобретал навыки, необходимые для самостоятельной работы. Как специалист Малинин стал соответствовать критериям, которые предъявлял к строителям подводных кораблей основоположник отечественного подплава вице-адмирал Эдуард Щенснович: «Инженеры… должны быть опытны в плавании на подводных лодках, так как только тот может не ошибиться в постройке лодки, кто плавал и сам управлял…»

В 20-е годы вследствие разрухи, вызванной Первой мировой и Гражданской войнами, отечественное кораблестроение переживало сложное время. За период лихолетья страна далеко отстала в данной сфере. Поэтому для ознакомления с современным состоянием подводного судостроения и дизелестроения в конце сентября 1925-го Малинин был откомандирован за границу. Но результат трехмесячной поездки оказался более чем скромным. Итальянцы разрешили лишь пройти беглым шагом по двум заводам, на которых строились подлодки, при этом никаких объяснений, документов и чертежей не показали, а немцы не позволили произвести внутренний осмотр субмарин. Только в Риме удалось купить «с рук» чертеж ПЛ Ballila, который в дальнейшем пригодился, пусть эта субмарина и вступила в строй итальянского ВМФ еще в 1915 году.

В 1926-м Совет труда и обороны (СТО) СССР принял программу строительства новых боевых кораблей, включая подлодки. При этом предстояло в буквальном смысле перепрыгнуть через пропасть, разделявшую советских корабелов от ушедших далеко вперед зарубежных коллег. Эту преграду смог преодолеть коллектив конструкторов из семи человек под руководством Малинина, представивший проект субмарины «Декабрист» («Артиллеристы-подводники»).

Борис Михайлович позже признавался: «Период с ноября 1926 года по июнь 1930 года был самым напряженным и трудным во всей моей деятельности». Однако он увенчался успехом: 5 марта 1927-го были заложены три подводные лодки типа «Д» («Декабрист»), а 14 ноября 1931-го после окончания испытаний на них подняли военно-морские флаги. Эра советского подводного кораблестроения началась.

Впрочем, в тот день главный виновник торжества отсутствовал, поскольку 27 июля 1930 года его арестовали и приговорили к расстрелу за вредительство. К счастью, высшую меру наказания заменили на 15 лет пребывания в исправительно-трудовых лагерях. Вместо ИТЛ Малинина отправили работать по специальности в одну из «шарашек» ОГПУ и в 1932-м освободили.

В дальнейшем он был главным конструктором подводных лодок типа «Ленинец» (подводный минный заградитель) и проекта «Щ» («Щуки» кусали больно»). И они, и «Декабристы» участвовали в Великой Отечественной войне. Выдающуюся роль Малинина в разработке первого и последующих проектов довоенных советских субмарин отметили в 1943 году Сталинской премией первой степени.

Увы, в 1940 году по настоянию врачей Борис Михайлович был вынужден перейти на преподавательскую работу, он стал профессором Ленинградского кораблестроительного института, заведующим кафедрой проектирования судов, воспитал целую когорту талантливых учеников. В 1944-м по инициативе академика Алексея Крылова Малинину присвоили без защиты диссертации степень доктора технических наук.

В 1947 году Борис Михайлович предсказал появление атомных субмарин, но, к сожалению, не дожил до этого. Он скончался 27 сентября 1949-го и был похоронен на Большеохтинском кладбище в Ленинграде.

автор: Вадим Кулинченко

источник: vpk-news.ru

AesliB