Транспорты под ударом

Войсковые транспорты противника – желанная добыча во всех войнах. Атака на транспорты имела свою специфику и часто приводила к серьезным потерям атакующего. О нескольких показательных эпизодах из истории...

Войсковые транспорты противника – желанная добыча во всех войнах. Атака на транспорты имела свою специфику и часто приводила к серьезным потерям атакующего. О нескольких показательных эпизодах из истории Русского фронта Первой мировой войны – наша статья.

Пикуле.

30 августа 1914 года 41-я пехотная дивизия 16-го армейского корпуса наступала вслед за разбитыми под Быхавой австрийцами через м. Модлибожице, Пикуле и далее на юг. В авангарде дивизии следовал пехотный полк, две артиллерийские батареи и казачья сотня.

Во время похода от разъездов была получена информация, что на поляне у деревни Пикуле находится крупный транспорт противника, находящийся под прикрытием пехоты. Начальник авангарда решил его атаковать и приказал своим бойцам ускорить шаг.

Дер. Пикуле, состоящая из нескольких раскинувшихся в беспорядке дворов, лежала на лесной поляне, и имела длину около 500 шагов и почти такую же ширину. Дорога перерезала поляну пополам, причем ее северо-восточная половина, простиравшаяся до леса, была заболочена и соответственно доступна лишь для пехоты, в то время как западная и южной части — сухие. Дорога к югу от Пикуле имела досчатый настил.

Транспорт противника шел из Янова. Он включал в себя более 1000 повозок, растягиваясь на походе на 15-километровое расстояние. Прикрытие обоза – батальон германской пехоты. Прикрытие транспорта было рассредоточено, находясь как за повозками обоза, так и за деревенскими домами.

Для атаки транспорта были выделены силы, включавшие в свой состав 2 орудия и 6 рот пехоты.

В полдень начался бой.

Как только прогремели первые выстрелы, почти все обозные разбежались, часть повозок ринулась в разные стороны и увязла в болоте. Много обозных лошадей погибли или были ранены. Дер. Пикуле загорелась – ее подожгли немцы, рассчитывая что огонь уничтожит и груз транспорта.

В 16 часов 30 минут оставшиеся не ранеными 54 бойца из числа защищавших транспорт сдались в русский плен, а остальные были убиты, ранены или бежали.

41-я пехотная дивизия потеряла в этом деле убитыми и ранеными 150 человек (в том числе 1 офицер был убит и 3 ранено). Трофеями стали более 1000 повозок с грузом, в состав которого входили: снаряды, ручные гранаты, мука, овес, белье, снаряжение, лазаретные принадлежности, шоколад и сигары. Также были захвачены 64 лошади, 2 походные кухни, мотоцикл и 6 велосипедов.

Ошибкой начальника авангарда 41-й дивизии была трата времени на обстрел прикрытия транспорта – ведь следовало, пользуясь превосходством в силах, сразу атаковать противника в штыки. Результат был бы достигнут быстрее и с меньшими жертвами. Непонятно также и то, почему русский авангард не окружил транспорт со всех сторон, атаковав его только с фронта.

«Приморский» обоз

Благодаря активным действиям русской конницы к началу июня 1915 г. оперативная обстановка в Прибалтике на Шавельском направлении временно стабилизировалась.

Соединения германского конного корпуса Э. фон Шметтова (2-я, 6-я, 8-я кавалерийские дивизии) были 2-го июня отброшены к р. Жижма — на рубеж Швендры — Пошимши — болото Гельце.

Практически сразу после знаменитой конной атаки у Попелян части Уссурийской конной бригады продолжали действовать активно — 3-го июня они наступали на Тришки – Дыршейки.

5-го июня они получили приказ осуществить рейд в германский тыл. В авангарде бригады шел Приморский драгунский полк – и так распорядилась история, что именно ему опять удалось отличиться, теперь уже во втором деле все под теми же Попелянами.

Поступила развединформация о движении 2 вражеских обозов, каждый ориентировочно в 75-100 повозок. Дивизион полка (5-й и 6-й эскадроны), выполняя личный приказ командира бригады генерал-майора А. М. Крымова, переправившись через р. Вирвиту, атаковал неприятельский обоз. Укрывшись за повозками, немцы оказывали яростное сопротивление. Драгунам пришлось атаковать трижды, но, в конечном итоге, несмотря на огонь в упор, транспорт был захвачен.

Транспорты под ударомИл. 1. Генерал-майор А. М. Крымов.

В ходе атаки на транспорт Приморский драгунский полк потерял 3 офицеров (погибли оба комэска — командующий 5-м эскадроном штабс-ротмистр Савельев и командующий 6-м эскадроном поручик Юренев, а также младший офицер 6-го эскадрона корнет Логинов) и 19 драгун было убито и 20 ранено. Германский транспорт, включавший в себя 57 фургонов, был захвачен, а прикрытие в составе 11 офицеров и чиновников и 100 рядовых, было уничтожено. Часть его погибла, а 64 человека были пленены [РГВИА. Ф. 3573. Оп. 1. Д. 17. Л. 28 об.].

Сводка Ставки также отметила этот факт, сообщив, что в шавельском районе русская конница, действуя во вражеском тылу на дороге между сел. Тельше и Лукнишки, захватила и затем сожгла вражеский транспорт (основной груз – патроны), уничтожила много обозных, егерей и кавалеристов противника.

Транспорты под ударом

Нападение кавалерии на неприятельский обоз. 1915.

Полковник М. Позек, начальник штаба 1-го конного корпуса немцев во время боев в Прибалтике, отмечал, что «Рейд Уссурийской бригады генерала Крымова в глубокий тыл германского расположения удался. Телефонная сеть немцев была разрушена на большом протяжении по фронту и в глубину, а подвоз продовольствия к 2 и 6 кавалерийским дивизиям прерван на 24 часа».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector