Тевтонские камикадзе

ПЕРВАЯ ФЛОТИЛИЯ «НЕГЕРОВ» Водители человеко-торпед, которых, как указывал Кайюс Беккер в своем труде «Люди соединения «К»: история немецких людей-лягушек и сверхмалых подводных лодок», в русском переводе вышедшем под...

ПЕРВАЯ ФЛОТИЛИЯ «НЕГЕРОВ»

Водители человеко-торпед, которых, как указывал Кайюс Беккер в своем труде «Люди соединения «К»: история немецких людей-лягушек и сверхмалых подводных лодок», в русском переводе вышедшем под названием «Немецкие морские диверсанты во Второй мировой войне», почти сразу прозвали «капитанами», проходили интенсивный курс подготовки, причем после того, как они в целом освоили управление торпедой-носителем, тренировки на воде – по управлению аппаратом – стали большей частью проводиться в ночное время, поскольку ночь была определена как единственно возможное время суток для боевого применения нового «чудо-оружия». Впрочем, дело здесь – как и в случае с остальными образцами, поступавшими на вооружение соединения «К», – осложнялось тем, что в принципе не существовало каких-либо наставлений или инструкций, так же как не было и военнослужащих, имевших опыт боевого применения новых средств и вооружения. Все приходилось познавать и разрабатывать на ходу, опираясь только на свою интуицию.

Через восемь суток водители переходили на второй этап подготовки – выполнение учебных торпедных стрельб: водители-курсанты выходили на шлюпках в назначенный район учебно-боевой подготовки в Эккернфердской бухте, там пересаживались в свои «негеры», к которым уже были пристыкованы учебные торпеды, и затем тренировались в торпедной стрельбе по расставленным мишеням – сначала днем, затем в ночное время. Причем уже в ходе учебно-боевой подготовки выяснилось, что в боевом варианте, с боевой торпедой «под брюхом», человекоуправляемая торпеда «Негер» существенно теряет в скорости – она падает с 4 до 3,2 узлов, а скорость 4,2 узла набирает только после торпедной стрельбы. Такое «открытие» имело для водителей «негеров» весьма существенные последствия: приходилось ограничивать район боевой операции прибрежными акваториями, а также тщательно изучать лоцию, особенно раздел о приливах/отливах и морских течениях, которые в ряде районов предполагаемого боевого применения «негеров» были весьма «неслабыми» – до 5–7 узлов. Существенно возрастала значимость и штурманских навыков, которыми должны были обладать водители человеко-торпед, поскольку от точности осуществления предварительной прокладки курса и выполнения иных предварительных расчетов зависели как успех операции, так и жизнь самих водителей.

«Теоретически представлялось вполне возможным, что «Негер» в часы отлива подойдет к цели вдвое быстрее, чем, если бы он двигался только за счет своего мотора, – отмечал в своем труде Кайюс Беккер. – Не исключалось также, что «Негер», выпустив торпеду, попадет благодаря началу прилива или в результате умелого изменения курса в обратное течение, которое и принесет его в район исходного пункта».

16 марта 1944 года для оценки результатов работы по проекту одноместной человекоуправляемой торпеды в Исследовательский центр торпедного оружия в Эккернферде прибыл вступивший недавно в должность командира соединения «К» Хельмут Хейе, которого сопровождали капитан медицинской службы флота, профессор, доктор Орчеховски, служивший в военно-морском командовании Ostsee, а также капитан медицинской службы флота доктор Арним Вандель, ранее подводник, а теперь офицер-медик подразделения специального назначения «Хейлингенхафен» (Marine Einsatzabteilung Heilingenhafen). Последний – позже он стал командиром подразделений боевых пловцов соединения «К» – активно привлекался к обеспечению учебного процесса во время подготовки первой группы водителей человеко-торпед, а оба медика разработали для военнослужащих соединения «К» специальные «противоусталостные» таблетки DIX, которые применялись в том числе и водителями человеко-торпед. Флотилии «негеров» получили 500 таких таблеток, хотя более широко они применялись экипажами СМПЛ типов «Бибер» и «Зеехунд».

Результатом инспекции стало заключение вице-адмирала Хейе о том, что в целом одноместная человекоуправляемая торпеда и первая группа добровольцев-водителей, сведенные в 361-ю флотилию соединения «К», готовы к боевому применению. В конце марта 1944 года из Берлина пришел запрос о готовности флотилии к решению боевой задачи, и ответ был – «да». Оставался, впрочем, один вопрос: где же предстояло «негерам» принять свое боевое крещение? Впрочем, долго размышлять над этим не пришлось, поскольку, как и предполагал еще в конце февраля – начале марта гросс-адмирал Дениц, прежде всего новое оружие потребовалось в Италии.

МЕСТО АТАКИ – ИТАЛИЯ

Высадившиеся в начале сентября 1943 года в континентальной Италии англо-американские союзники относительно быстро продвигались в глубь итальянского «сапога» – несмотря на хорошо организованную генерал-фельдмаршалом Альбертом Кессельрингом оборону и ожесточенное сопротивление немецких и присоединившихся к ним итальянских войск. В целях ускорения разгрома противника на итальянском фронте командующий 5-й американской армии генерал-лейтенант Марк Уэйн Кларк предложил осуществить проведение морской десантной операции с высадкой десанта на побережье за «линией Густава» («Зимняя линия»), сооруженной в районе Монте-Кассино, что заставило бы противника отступить, а заодно создало бы непосредственную угрозу Риму.

22 января 1944 года такая десантная операция, получившая у союзников кодовое наименование «Шингл» (Operation Shingle, в переводе с английского «Галька»), а в нашей литературе известная как Анцио-Неттунская операция, была проведена союзниками силами VI корпуса под командованием генерал-майора Джона Портера Лукаса, плацдарм был захвачен на побережье в 40 км к югу от Рима – в районе приморских городов Анцио и Неттуно (с 1939 по 1945 год оба города в административном плане были объединены в один – Неттуно). За первые 48 часов генерал-майор Лукас расширил плацдарм вглубь на 11 км, но затем остановил наступление и вместо быстрого продвижения дальше, благодаря чему можно было перерезать тыловые коммуникации противника и фактически разрушить оборону у Монте-Кассино, занялся укреплением плацдарма на побережье. Уже позже за допущенный «промах» генерал-майора Лукаса с должности сняли, назначив на его место генерал-майора Люциана Кинга Траскотта, которому и пришлось отражать три контрудара противника 31 января, 15 и 29 февраля 1944 года.

Ошибка Лукаса дала возможность генерал-фельдмаршалу Кессельрингу организовать оборону и в течение шести суток фактического бездействия противника перебросить в район плацдарма 3-ю панцер-гренадерскую и 71-ю пехотную дивизии, плюс 1-ю танковую дивизию люфтваффе «Герман Геринг», а чуть позже еще и 1-й воздушно-десантный (парашютный) корпус генерала люфтваффе Альфреда Шлема и даже крупнокалиберное тяжелое орудие на железнодорожной тяге К5, прозванное союзниками «Энни из Анцио» (Anzio Annie). В результате Кессельрингу удалось блокировать противника на плацдарме, но сбросить его в море не получилось.

Со своих позиций командиры немецких подразделений могли наблюдать за многочисленными кораблями и судами противника, свободно «сновавшими» по заливу и стоявшими в районе Анцио на якоре. По данным немецкой разведки, начиная с 28 января 1944 года ежесуточно из Неаполя к плацдарму в районе Анцио уходили не менее шести танко-десантных кораблей, перебрасывавших подкрепления, технику или различные припасы: на каждый корабль «загоняли» по 50 грузовиков, которые по прибытии на место покидали корабль и прямым ходом шли на передовую, а их место на танко-десантных кораблях занимали пустые грузовики, прибывшие днем ранее. Каждую неделю к плацдарму прибывали менее крупные корабли и суда, а каждые 10 суток – огромные транспорты типа «Либерти», доставлявшие тяжелое вооружение и еще больше боеприпасов и снаряжения.

Расстояние от кромки плацдарма до якорных стоянок вражеских судов составляло порядка 9–10 миль – идеальное условие для атаки с использованием человеко-торпед. Тем более что, по данным немецкой разведки, противник, организовав сильную оборону со стороны моря, совершенно не ожидал врага со стороны берега. Именно здесь и суждено было быть написанной первой странице боевой летописи первой флотилии человекоуправляемых торпед соединения «К». А что из этого вышло – это уже тема отдельного материала.

автор: Владимир Щербаков

источник: nvo.ng.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector