Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Для выяснения причин взрыва была создана правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета Министров СССР министром судостроительной промышленности генерал-полковником инженерно-технической службы Вячеславом Малышевым. Еще в 1946 году,...

Для выяснения причин взрыва была создана правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета Министров СССР министром судостроительной промышленности генерал-полковником инженерно-технической службы Вячеславом Малышевым. Еще в 1946 году, ознакомившись с чертежами «Джулио Чезаре», Малышев рекомендовал отказаться от этого приобретения. Мол, зачем забирать старый линкор с видимыми дефектами конструкции и после не слишком квалифицированного ремонта… Но Сталина он переубедить не сумел.

Свое заключение комиссия дала через две с половиной недели после катастрофы. Жесткие сроки были заданы в Москве. 17 ноября заключение комиссии было представлено в ЦК КПСС, который выводы принял и одобрил. Причиной катастрофы, был назван «внешний подводный взрыв (неконтактный, донный) заряда с тротиловым эквивалентом 1000-1200 кг». Наиболее вероятным признали взрыв немецкой магнитной мины, залежавшейся на севастопольском рейде со времен Великой Отечественной войны…

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Погибший «Новороссийск» в процессе подъемных работ. Линкор лежит вверх килем, закрепленный на понтонах. Видны размеры пробоины и деформации носовой части.

Что же касается ответственности, то прямыми виновниками гибели значительного количества людей и линкора «Новороссийск» были названы командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко, и.о. командующего эскадрой контр-адмирал Никольский и и.о. командира линкора капитан 2 ранга Хуршудов. Комиссия отметила, что прямую ответственность за катастрофу с линкором «Новороссийск» и особенно за гибель людей несет также и член Военного совета Черноморского флота вице-адмирал Кулаков.

Но несмотря на суровые выводы, дело ограничилось тем, что командира линкора Кухту понизили в звании и отправили в запас. Также были сняты с должности и понижены в звании: командир дивизии охраны водного района контр-адмирал Галицкий, и.о. командующий эскадрой Никольский и член Военного совета Кулаков. Через полтора года они были восстановлены в званиях. Командующему флотом вице-адмиралу Виктору Пархоменко был объявлен строгий выговор, а 8 декабря 1955 года он был снят с должности. Никаких судебных действий в отношении него не производилось. В 1956 году был снят с должности командующий ВМФ СССР адмирал Н.Г.Кузнецов, с которым Хрущев рассчитался не столько за погибший линкор, сколько за несогласие с прекращением ввода в строй крейсеров 68 проекта…

Комиссия также отметила, что «матросы, старшины и офицеры, а также офицеры, руководившие непосредственной борьбой за спасение корабля, — и.о. командира БЧ-5 т. Матусевич, командир дивизиона живучести т. Городецкий и помогавший им начальник технического управления флота т. Иванов умело и самоотверженно вели борьбу с поступавшей на корабль водой, хорошо знали каждый свое дело, проявляли инициативу, показали образцы мужества и подлинного героизма. Но все усилия личного состава были обесценены и сведены на нет преступно-легкомысленным, неквалифицированным и нерешительным командованием…»

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

«Новороссийск» в Казачьей бухте. Буксиры готовятся к перевертыванию линкора в нормальную позицию.

Комиссия не дала ответа только на один вопрос: откуда взялась на многократно протраленном участке в центре бухты огромная даже по морскими меркам донная мина? Место стоянки линкора проверялось неоднократно — в том числе, водолазами. Там — 30 метров ила. Могли проворонить?…

А была ли она — та мина, мог ли линкор подорваться на чем-нибудь еще?

Ответа нет до сих пор…

Первоначально Никольский полагал, что на линкоре взорвался собственный бензиновый бункер. Но … емкости бензосклада пустовали задолго до катастрофы. А одних паров бензина для такого мощного взрыва точно не хватило бы.

Иногда линкоры подрываются на собственном боезапасе. История знает тому немало прецедентарных примеров. Например, в 1905 году пережил внутренний взрыв цусимский победитель «Микаса». Выжил… Но с тех пор годился, разве что, для службы в качестве плавказармы гардемаринов. Если бы не громкие победы в русско-японской войне, его вряд ли бы стали восстанавливать… Куда как менее везучими оказались французский броненосец «Йена», подорвавшийся в сухом доке в Тулоне в 1907 году, его соотечественник «Либерте», погибший на Тулонском рейде в 1911 году, британский линкор «Булварк» (1914 г), итальянец «Бенедетто Брин» (1915), британец «Вэнгард» (1917 г.), японец «Кавачи» (1918 г)… Наиболее «свежий» к моменту гибели «Новороссийска» пример — японский сверхдредноут «Муцу», стволы артиллерии которого после подрыва в 1943 году на своем боезапасе нашли… на отмели у берега в 200 метрах от места взрыва. А сам корабль, по свидетельству водолазов, «был согнут, подобно переломленному молотом гвоздю»…

Против подрыва «Новороссийска» на своем боезапасе говорят следующие факты: во-первых, расположение повреждений не соответствует локализации снарядных и зарядных бункеров корабля. Во-вторых, края пробоины у него обращены внутрь корпуса, а если бы взрыв был внутри — металл вывернулся бы наружу. И, наконец, флагман стоял в бухте в окружении 5 крейсеров, нескольких эсминцев, вспомогательного транспорта, буксиров… При подрыве бункера с боезапасом 320 мм осколков хватило бы всем. Однако, разлета осколков никто не наблюдал. Да и водолазы при подъеме находили 320-миллиметровые снаряды, лишь раскатившиеся со стеллажей, но не взорвавшиеся.

Теперь о минах. В 1941 году, при наступлении немецких армий на Севастополь, ставились оборонительные заграждения. Но, естественно, не на рейде. Немцы тоже минировали Черное море, но крупные мины либо нашли свои жертвы в ходе войны, либо были вытралены после освобождения Севастополя. Последнее траление и комплексное обследование дна бухты проводилось в 1953 году. Правда, в 1956-1958 годах, уже после взрыва линкора, в Севастопольской бухте обнаружили еще 19 немецких донных мин, в том числе три — на расстоянии менее 50 метров от места гибели линкора… Но эти мины были маленькими — не на тонну тротила. «Убить насмерть и сразу» линкор такой миной просто невозможно. «Завалявшаяся с войны на дне» мина, чтобы нанести такой урон, должна быть очень большой и… свежей. До сих пор не было и нет аккумуляторов, способных не разряжаться в течение десяти и более лет. А тут прошло минимум 12-13… Не взорвётся!

«Новороссийск» к моменту взрыва мирно спал на якоре 8 часов, а все немецкие мины рассчитаны на 6-часовую кратность взрывателя. Так что — еще один пунктик в пользу того, что это была не мина. Кроме того, «флагманское» стояночное место — самое удобное на рейде. До «Новороссийска» там стоял линкор «Севастополь» (он же — «Парижская коммуна») и не подорвался. Да и сам «Новороссийск» швартовался к этой бочке не менее 8 раз, а для надежности еще и спускал якорь. Почему-то обходилось без происшествий…

А если это была не мина — то что? Пробоина-то — явно от внешнего воздействия…

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Главный калибр «Новороссийска».

Когда-то британский адмирал Фишер, создатель дредноутов, утверждал, что «единственное, чего боятся линкоры — так это подводные лодки». Могла ли в мирное время на рейд крупнейшей советской военной базы проникнуть какая-либо субмарина и торпедировать «Новороссийск»?

Государственная комиссия признаков торпедного удара не нашла. Осколков торпеды в прилежащих к месту повреждения корпуса линкора отсеках не было. А от нормальной торпеды, как правило, хоть что-нибудь да остается. Зато факт налицо: боновыми сетями вход в бухту перегорожен не был, патруль сторожевиков и эсминцев на входе не присутствовал — время — то мирное. В ночь катастрофы внешний рейд никем не охранялся, шумопеленгаторы не включались. Теоретически лодка, конечно, влезть в город могла… Правда, глубин для приличной лодки здесь маловато: не станет же она копаться в тридцатиметровом иле!

Впрочем, для того, чтобы атаковать, подлодке вовсе не обязательно самой пускать торпеду. Можно использовать водолазов-диверсантов с большой магнитной бомбой. Они выйдут через шлюз почти бесшумно, прилепят бомбу и удалятся восвояси, а через час прогремит взрыв… Тем более, что во Вторую Мировую организацией подводных диверсий с магнитными бомбами славились как раз итальянцы, а их командир — полковник князь Джунио Валерио Боргезе, при передаче линкора под советские флаги грозил крепко отомстить за такое унижение Италии…

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Артиллерийская установка и командно-дальномерный пост линкора «Новороссийск».

Князь Боргезе в годы войны создал одну из первых в мире диверсионных флотилий. В ее состав входили миниатюрные подводные лодки, способные проникнуть в трехметровый разрыв в боновой сети, «живые бомбы» — катера-самоубийцы, как пилотируемые, так и радиоуправляемые. В оснастку подводных диверсантов входили и специальные «верховые» торпеды: водолаз садится на нее, направляет на вражеский корабль под водой, а там… Успел сбежать перед взрывом — слава богу, не успел — вечная память герою… Еще 18 декабря 1941 года итальянцы на карликовых подводных лодках скрытно проникли в гавань Александрии и прицепили магнитные бомбы к днищам английских линкоров «Вэлиэнт» и «Куин Элизабет». После чего всплыли и… сдались в плен. Английские моряки посадили итальянцев под броню ими же заминированных линкоров, и минут за 20 до взрыва один молодой водолаз не выдержал: сказал охране, что сейчас им всем придет конец. Предотвратить взрыв уже не успели, и два линкора надолго успокоились в ремонте. Принимали ребята Боргезе участие и в боях за Севастополь, следовательно, могли разработать план диверсии против какого-нибудь советского корабля еще в военные годы.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector