Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Ночью 8—9 января 1941 года английская авиация с Мальты и греческих баз произвела налёт на Неаполь. Стоявший там «Чезаре» получил повреждения от близких разрывов трёх бомб и в сопровождении более нового и сильного «Венето» ушёл в Специю на месячный ремонт.

9 февраля 1941 года «Чезаре» в составе эскадры вышел на перехват британского флота, обстрелявшего Геную. Врага не нашел…

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

«Джулио Чезаре» спасается бегством от английских крейсеров.

5 января 1942 года «Чезаре» вышел в последний боевой поход, прикрывая конвой в Северную Африку. И вновь — никаких побед. Конвойная операция обошлась без встречи с неприятелем.

Всего за кампанию 1940—1943 гг. «Чезаре» совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, израсходовав 12 697 т нефти. Результаты: побед нет, только 2 ремонта…

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

«Джулио Чезаре» на стоянке.

В 1943 году Италия капитулировала. И до конца войны «Джулио Чезаре» суждено было стоять на интернировании на английской Мальте — с минимальным количеством команды и без надлежащего технического обслуживания.

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Интернированные на Мальте итальянцы во главе с «Джулио Чезаре» (справа). Слева — английский крейсер «Аберкромби».

Согласно специальному соглашению стран Антанты, подписанному на Потсдамской конференции, корабли итальянского флота должны были поступить в распоряжение держав-победителей. И «Чезаре» достался Советскому Союзу. Официально передали его под советский флаг только в 1949 году — после улаживания всех дипломатических формальностей. Причем, адмирал Левченко, забиравший линкор из албанского порта Влера, отметил «крайне запущенное состояние как ходовых систем, так и вооружения корабля»… Тем не менее, уже через 3 месяца линкор под новым именем «Новороссийск» возглавил маневры Черноморского флота.

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

«Джулио Чезаре» — «Новороссийск» — флагман Черноморского флота.

С 1949 по 1955 год «Новороссийск» восемь раз попадал в ремонт — всякий раз с новой модернизацией. На нем установили 24 спаренные установки советских 37-мм зенитных автоматов, новые радиолокационные станции, средства радиосвязи и внутрикорабельной связи. Пришедшие в практически небоеспособный вид турбины заменили на отечественные — харьковской сборки. С мая 1955 года «Новороссийск» вошел в состав Черноморского флота в качестве флагмана и весь сезон участвовал в стрелковых и маневренных учениях.

В конце октября настала пора подводить итоги сезона маневров. «Новороссийск» 28 октября пришел со стрелкового полигона и бросил якорь в Северной бухте на «линкорной бочке» — в районе Морского Госпиталя, примерно в 110 метрах от берега. Глубина воды там составляла 17 метров. Якорь провалился в 30 метровый слой вязкого ила на дне бухты. Командир линкора капитан 1 ранга Кухта съехал на берег — у него начался отпуск. В командование кораблем вступил старший помощник — капитан 2 ранга Хуршудов. Согласно штатному расписанию, на линкоре находились 68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос. После того как «Новороссийск» ошвартовался, часть экипажа была также отпущена в длительное увольнение. На борту оставались более полутора тысяч человек, в том числе — две сотни недавно принятых новобранцев, курсанты морских училищ на практике, солдаты морской пехоты, участвовавшие в учебной десантной операции

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

«Новороссийск» на «флагманской» стоянке Севастополя.

29 октября, глубокой ночью, в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу раздался мощный взрыв, от которого в корпусе образовалась громадная пробоина — около 340 квадратных метров площадью, более 22 метра по длиннику. В пролом хлынула забортная вода, и через 3 минуты возник дифферент в 3-4 градуса и крен в 1-2 градуса на правый борт.

В 01:40 о случившемся сообщили командующему флотом. К 02:00, когда крен на правый борт достиг 1,5 градуса, начальник оперативного управления флота капитан 1 ранга Овчаров приказал «буксировать корабль на мелкое место», и подошедшие буксиры развернули его кормой к берегу.

К этому времени на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, начальник штаба флота вице-адмирал С.Е.Чурсин, член Военного Совета вице-адмирал Н.М.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, начальник штаба эскадры контр-адмирал А.И.Зубков, командир дивизии крейсеров контр-адмирал С.М.Лобов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачев и еще 28 старших офицеров штаба.

В 02:32 крен сменился: огромный корабль стал заваливаться уже на левый борт. К 03:30 на палубе выстроилось около 800 ничем не занятых моряков, готовые к эвакуации. к «Новороссийску» подошли спасатели. Никольский предложил перевести на них матросов, но получил категорический отказ Пархоменко. В 03:50 крен на левый борт достиг 10-12 градусов, при этом буксиры продолжали тянуть линкор влево. Спустя 10 минут крен возрос до 17 градусов, тогда как критическими были 20. Никольский вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать незанятых борьбой за живучесть моряков и опять получил отказ…

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Экипаж линкора «Новороссийск». Снимок сделан перед летними учениями 1955 г.

И тут линкор перевернулся. Несколько десятков человек успели перебраться в шлюпки и на соседние корабли, но сотни моряков посыпались с палубы в воду. Многие остались внутри гибнущего линкора. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он «не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет». Эта надежда стоила жизни сотням людей, которые, упав в воду, были накрыты корпусом линкора.

Длинные мачты линкора прорезали донный ил, уперлись в твердую основу дна бухты, и в перевернутом состоянии «Новороссийск» продержался на плаву еще несколько часов. По мере заполнения водой отсеков линкора мачты ломались, и к 22:00 29 октября корпус корабля полностью исчез под водой.

Среди погибших моряков оказались и те, кого убило взрывом, пришедшимся на уровне жилых кубриков, и те, кто не успел покинуть отсеки в момент опрокидывания корабля, и те, кого накрыло в воде, и те, кто прибыл с других кораблей эскадры — помогать в борьбе за живучесть. Первоначально сообщалось о 600 жертвах. На деле их оказалось значительно больше.

За то время, пока линкор «висел» на собственном рангоуте кверху килем посреди бухты, спасателям удалось вскрыть его обшивку в корме и спустя пять часов после опрокидывания извлечь наружу 9 матросов. Еще двое через 50 часов после гибели корабля были найдены водолазами в воздушных пузырях в отсеках и также спасены. Но много пузырей так и остались невскрытыми: водолазы, работавшие на линкоре, слышали крики запертых моряков «Новороссийска» и стук в металл до вечера 1 ноября…

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

«Новороссийск» перевернулся. У киля видны отверстия от листов обшивки, снятых спасателями для извлечения запертых в отсеках моряков.

Летом 1956 года экспедиция особого назначения «ЭОН-35» приступила к подъему линкора методом продувания. Подготовка к подъему была полностью завершена к концу апреля 1957 года. Генеральную продувку начали с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Корабль всплыл кверху килем 4 мая 1957 года, а 14 мая его отвели в Казачью бухту, где понтонами перевернули в нормальное положение. При подъеме отвалилась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно. После похорон погибших, найденных в отсеках, корабль был списан на металл.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB