Самые выдающиеся заброшенные места России

Мельница Гергардта, Волгоград

Самые выдающиеся заброшенные места России

Крыша провалилась. Кроваво-красные кирпичные стены сплошь покрыты шрамами от осколков снарядов. Через пустые окна дует ветер. Внушительное здание паровой мельницы Гергардта в Волгограде было изуродовано во время Сталинградской битвы, но выстояло. Его не стали восстанавливать специально, оставив в городе живое — и весьма впечатляющее — напоминание о войне. Говорят, до 80-х можно было попасть на мельницу с экскурсией, но позже их отменили: ходить по зданию, состоящему из сплошных провалов и ненадежно висящих железобетонных глыб, слишком опасно. Благодаря недоступности для художников, работающих в стиле «здесь был Вася», мельница хорошо сохранилась — практически в том же виде, в котором была зимой 1943 года.

Маяк на мысе Анива, Сахалин

Самые выдающиеся заброшенные места России

Старый маяк на островке посреди бушующего океана. Ночь. Смотритель борется со стихией и одиночеством и в конце концов сходит с ума от страшных тайн, которые ему довелось хранить. Маяки кажутся ужасно романтичными и в то же время пугают, будто это самое подходящее место для триллера. А уж если маяк заброшенный… В 1939 году, когда южная часть Сахалина принадлежала Японии, на мысе Анива (или Нака-Сиретоко-мисаки, как его называли японцы) появился маяк. Строить его было трудно и опасно, обслуживать — тоже. В начале 90-х его перевели на автоматический режим работы от солнечных батарей, немногочисленный персонал разъехался, и маяк начал постепенно разрушаться. Ходят слухи о возможной реконструкции, но пока он так и стоит — забытый мрачный идол посреди неспокойного моря.

Как добраться: до Южно-Сахалинска — на самолете. К маяку плавают на моторных лодках. Удастся ли высадиться на скалистый мыс Анива и увидеть легендарный маяк вблизи, вопрос случая: море в этих краях отличается бурным нравом.

Железная дорога Чум — Салехард — Игарка

Самые выдающиеся заброшенные места России

Еще один мистический образ из фильмов, книг и страшных снов — поезд. Из проржавевшего вагона, стоящего на покореженных рельсах, так и ждешь истошного человеческого крика. А если рядом появляется барак за колючей проволокой, кино становится похожим на один из грандиозных сталинских проектов — одноколейную железную дорогу «Чум — Салехард — Игарка». В 1947-53 годах ее называли стройка 501 (участок от Чума до реки Пур) и 503 (Пур — Игарка) и держали под большим секретом. Работали в основном заключенные, отбиваясь от гнуса летом и замерзая зимой. В марте 1953 года Сталин умер, была объявлена масштабная амнистия. Строительство железной дороги спешно свернули, когда из запланированных 1 500 км было готово около 900. Отдельные части стали использовать (например, Чум — Лабытнанги длиной 195 км и восстановленный в 70-х участок от Надыма до Нового Уренгоя длиной около 300 км), но большинство просто бросили. Сейчас энтузиасты устраивают пешие и автоэкспедиции на заброшенные участки, чтобы увидеть покосившееся полотно посреди дикой природы, паровозы, остатки мостов и поселков и другие следы знаменитой стройки.

Побывать на останках строек 501 и 503 — задача непростая: они находятся в труднодоступных местах с очень суровой погодой.

Телевышка высотой 350 метров, Галич

Самые выдающиеся заброшенные места России

В Костромской области стоит заброшенная 350-метровая телевышка. Подъем опасный, на верхней площадке нет ограждений, но все равно залезают. Кто-то — за хорошими кадрами с высоты, кто-то — для проверки своих нервов и спортивной формы, другие хотят встретить наверху рассвет или признаться в любви. Быстрее всех возвращаются на землю отчаянные бейсджамперы. Как ни странно, место это популярное: в группе ВКонтакте по несколько сообщений в день от тех, кто собирается на вышку или уже на ней побывал. Там же можно посмотреть видео прыжков — лично мы этим и ограничились. Мы не рекомендуем приезжать к этому «недострою» — как бы не вышло, что вы спуститесь даже скорее бейсджамперов.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB