Революция зонта

Привычная вещица — зонтик — пришел к нам из далекого прошлого. Как свидетельствуют археологические находки, первым изображениям зонта более 3500 лет. В древности зонты ценились как величайшие сокровища и передавались по наследству. Считалось, что они аккумулируют положительный потенциал человека, защищают от злых мыслей и наделяют могуществом…

История у слова “зонтик” необыкновенно интересна и необычна. Действительно, слово «зонтик» не произошло от слова «зонт», как может показаться. В русском языке сначала появилось слово «зонтик», а потом уже, по аналогии, слово «зонт».

В русском языке слово”зонтик” впервые было замечено в XVIII веке. Пришло оно вместе со множеством других морских и военных терминов из голландского языка благодаря Петру I. В ряду других слов, обозначающих корабельное оборудование и оснастку, было и слово zonnedek (зонедек), означавшее “навес, тент, крыша из ткани над палубой”. Постепенно зонeдек “обрусел” и для начала потерял первую букву “е”, став зондеком. Но для русского слуха это было непривычно, и “зондек” переделали в “зонтик.”

Революция зонта

Окончание “дек” очень напоминало уменьшительно-ласкательный суффикс “ик”. А дальше сработала здоровая логика: если есть зонтик, значит, был когда-то и зонт (по принципу “домик — дом”, “шарик — шар”, “бантик — бант” и т.д.). А “зонта”- то и не было никогда!

Слово “зонт” представляет собой классический пример обратного образования слова.

Вот так получилось нерусское слово ”зонт”, которого не существует более ни в одном языке мира, кроме русского.

Египетские зонты поначалу были не более чем пальмовыми ветвями. Белая кожа считалась признаком благородства, поэтому опахала не только охлаждали, но и защищали от загара

Пользоваться зонтом мог только фараон и члены его семьи, простые смертные не имели права даже прикасаться к столь высокой вещи. Египтяне считали, что солнечный зонт мешает проникновению лучей знания истины.

Египетские зонты и опахала состояли из нескольких ярусов и изготавливались из пальмовых листьев и птичьих перьев.

Революция зонта

Олицетворением верховной власти был зонт в Древнем Вавилоне, в Ассирии Финикии. Золотые зонты дарили древние правители храмам.

В Индии он считался символом могущества и защиты и был непременным атрибутом торжественных церемоний. Земные владыки украшали золотыми зонтами свои роскошные дворцы. А на крышах небесной обители богов индийцы представляли мудрых обезьян, гордо восседающих под сенью огромных зонтов. В Индии считалось, что зонт дает не только богатство и влияние, но и оберегает хозяина от болезней и страданий.

Революция зонта

Центральное место зонт занимал в символике буддизма, символизируя один из восьми знаков счастья. Он изображался над головой Будды, на тронах правителей и даже на сбруе боевых слонов. При этом в разном положении зонт изменяет свое символическое значение, например, вознесенный над головой, выражает почитание и преклонение. Зонт украшал гордый титул правителя Бирмы, звучавший как «Король белых слонов и лорд двадцати четырех зонтов».

Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение? Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяния. Полусфера, символ неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду.

Центральный шест ступы — это ось Вселенной, соединяющая небо и землю, — символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста означают ступени восхождения к нирване и одновременно являются символом власти.

Революция зонта

Юноши, прошедшие обучение в буддистских монастырях и назначавшиеся на должности, в качестве символов принадлежности к писцам получали зонт и серебряный ящичек для бетеля. А ранг чиновников-писцов определялся по отделке и числу ярусов у зонтов, которые постоянно напоминали о куполе неба и святости царской власти. Высшие сановники имели многоярусные, отделанные золотом зонты, а зонт «великого царя царей» имел семь ярусов.

В Китае один из четырех небесных императоров изображался непременно с зонтом. В Древнем Китае солнечный зонт был длиной полтора метра и весил около двух килограммов. Китайские мандарины расхаживали по улицам под зонтами-небоскребами, украшенными затейливыми рисунками.

В Поднебесной зонты были доступны не только императорам, но и простым смертным, только им полагались зонтики из холста или бумаги. Шелковый или бумажный, искусно разрисованный зонт с бамбуковым каркасом и ручкой — традиционный предмет китайской культуры.

Изображение китайской, а затем японской женщины с зонтом повторялось в живописи и графике так часто, что в сознании европейца образ восточной хрупкой женщины стал неотделим от зонта в ее руке.

Революция зонта

В Японию зонты, как и многие другие вещи, попали из Китая примерно полторы тысячи лет назад. Вначале право на них имели только представители светской и религиозной власти, они изготовлялись из красного шелка и украшались фамильными гербами. Именно такой красный зонт был символом власти императора.

Тот или иной цвет зонта вовсе не случайность. Если в Японии он был красным, то в Тибете предпочитали белые и желтые зонты — эти цвета считались знаком духовного величия. Кроме того, тибетцы верили, что зонт способен защитить от злых помыслов и придавать величие духу хозяина.

В Европу первые зонты были завезены древними греками. Но в Греции, а позже в Риме, зонт поначалу не столько защищал от палящего солнца или дождя, сколько демонстрировал статус владельца. Только со временем он стал предметом практического назначения. Но и в практичной Европе столь нужная вещь прижилась не сразу.

Революция зонта

Поначалу здесь увлеклись, было, восточной диковинкой, потом на долгие столетия о ней позабыли. В средние века, когда многие вещи попали под запрет, не стал исключением и зонт. Правда, с XII в. он настолько полюбился епископам, что четыре столетия спустя папа римский был вынужден специально кодифицировать права зонтоношения среди духовенства.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB