Пророк Илия — грозный святой

Однажды на Казанском вокзале Москвы в ожидании поезда пассажиры наблюдали следующую картину. К одному интеллигентного вида человеку, держащему в руках Библию, подсел бородатый непричёсанный мужик и неожиданно спросил: «Мужчина, а каких библейских пророков вы знаете?». Интеллигент смутился от такого начала беседы, он, вероятно, ожидал просьбы «одолжить» денег, а не вопроса, на который вряд ли ответят участники игры «Кто хочет стать миллионером». Тем не менее, он перечислил имена великих ветхозаветных пророков — Иезекииля, Иеремии, Исаии, Даниила, затем перешёл к малым пророкам. Бородатый мужик внимательно выслушал, а затем, подняв палец вверх, поучительно сказал: «Самый главный — это Илия-пророк». Его интеллигент упомянуть забыл. На самом деле мужичок оказался прав, Илия является самым известным пророком Ветхого Завета. Особенно его любят славяне, после святителя Николая Чудотворца он самый почитаемый святой, и большое число православных храмов, посвящённых ему, тому свидетельство.

Деятельность пророка Илии проходила в IX веке до Р.Х. в то время, когда Израилем правил царь Ахав. Он был преемником на престоле Давида, но его вера кардинальным образом отличалась как от веры Давида, так и от веры и жизни родоначальника еврейского народа Авраама, патриархов Исаака и Иакова. По свидетельству историка Иосифа Флавия, Ахав «дошёл в своей порочности до крайних пределов, подражая всем их злодеяниям и глумлению над Всевышним… безрассудством и гнусностью далеко превосходил всех своих предшественников».

Торой идолопоклонство было запрещено уже как несколько столетий, но израильский царь нарушал фундаментальную заповедь еврейского религиозного законодательства, гласящую: «…Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Он находился под сильным влиянием своей жены-финикиянки, фанатичной последовательницы Астарты, с которой был связан культ храмовой проституции и блуда. В итоге покровителем царского дома Ахав «назначил» финикийского божка Ваала, и в Самарии соорудил ему храм, этим нечестием он превзошёл всех своих предшественников.

Естественно, политика, направленная на разрушение религиозного и культурного кода евреев, вызывала сильное противодействие со стороны консерваторов и фундаменталистов. Израиль был избран Богом, ему отводилась особая миссия среди других народов, но ряд правителей этого государства перешёл на тёмную сторону, что было очень плохим примером для всех евреев. Необходимость пресекать подобные действия была очевидна и Бог проводил её с помощью пророков и верных людей, не склонивших колена перед Ваалом.

Пророк Илия, он был родом из городка Фесвы, не побоялся вступить с царём и могущественной верхушкой в противоборство, из которого он вышел победителем. Пророк вызвал на религиозную «дуэль» 850 языческих жрецов, а когда те состязание проиграли (иначе и быть не могло, уже Иосиф Флавий называл жрецов «проходимцами»), с помощью помощников ликвидировал их.

Во время завоевания Палестины евреи в соответствии с божественными санкциями довольно жёстко обходились с автохтонами — моавитянами и аммонитянами, хеттеями и гергесеями, аморреями и хананеями, евеями и иевусеями. Но по прошествии столетий объектом возмездия наряду с залётными религиозными «гастарбайтерами» из соседней Финикии станут уже те израильтяне, которые должны были быть «правилом веры» для всего народа.

И хотя новозаветная этика будет разительно отличаться от правил и руководств Ветхого Завета, именно пророк Илия, который не умер, но был взят живым на небо, будет призван в конце человеческой истории для обличения антихриста и борьбы с главными силами ада. Проповедь Илии будет длиться столько же, сколько во времена Ахава. Финальная схватка со злом, как свидетельствует книга Апокалипсиса, будет неимоверно жестокой и яростной. Но, как нам известно, она завершится окончательным торжеством Христа и Его Церкви.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB