Портрет на двоих — Сергей Юрский и Наталья Тенякова

Она…

Родители прочили дочке педагогическую карьеру. Но Наталья выбрала сцену, и вместе с мамой почти год скрывала от отца свое поступление в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино.

Ее дебютом стала роль Полли Пичем в «Трехгрошевой опере» в 1966 году.

Портрет на двоих — Сергей Юрский и Наталья Тенякова

Несмотря на успех в кино, Наталья предпочитает театр – сам процесс съемок кажется чуждым актрисе. Исключение – картина Владимира Меньшова Любовь и голуби (1984).

Наталья Максимовна верит в удачу, но всегда рассчитывает только на свои силы.

По ее мнению, интеллигентному человеку «свойственно видеть жизнь чуть светлей. Немного лучше, чем она есть. Пессимист не интеллигент».

Она всегда была актрисой только репертуарного театра. А антрепризу считает желанием гарантированного успеха, а не выявлением накопившихся мыслей и чувств.

Портрет на двоих — Сергей Юрский и Наталья Тенякова

Он…

Сергей Юрьевич поступил в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского после трех лет обучения на юрфаке. И уже на втором курсе был принят в труппу Большого драматического театра им. М. Горького.
Он всегда был философом. Он – артист, который предпочитает плыть против течения и принципиально не работает «на потребу».

Министерство культуры СССР пыталось приписать ему диссидентство, хотя дружбу с Солженицыным он никогда не скрывал. Ему запретили появляться на телевидении, режиссерам настоятельно «не рекомендовали» снимать его в кино. Именно поэтому Сергей Юрский оставил Ленинград и переехал в Москву… И стал режиссером в театре Моссовета.

Он любит розыгрыши. Один театральный критик как-то написал о нем: «Он весь в движении, непредсказуем, не известно в каком направлении будет идти. Но идти будет. Остановка ему противопоказана».

Тема «подробностей личной жизни» для него – табу.

Театр для Юрского – это кровообмен сцены и зала. Он никогда не смог бы сыграть в пустом зале.

Портрет на двоих — Сергей Юрский и Наталья Тенякова

Они…

Они познакомились на телевизионной площадке – телеспектакле «Большая кошачья сказка» по Чапеку: у Юрского была главная роль, Тенякова же должна была играть его невесту.

Она была еще студенткой, он – был старше ее на девять лет и уже приобрел себе громкое имя. И оба на тот момент были несвободны: Наталья была замужем за режиссером Львом Додиным, Сергей – женат на актрисе Зинаиде Шарко.

Роман завязался лишь несколько лет спустя, когда оба снова встретились на сцене БДТ. На тот момент и Наталья, и Юрский уже были свободны…

Они поженились 25 апреля 1970 года. Свадьба была скромной, а брак оказался прочным.

Портрет на двоих — Сергей Юрский и Наталья Тенякова

А с появлением дочери Дарьи началась их настоящая театральная династия. А убедиться в том, насколько органично и слаженно трое актеров из одной семьи взаимодействуют на сцене, можно, посмотрев спектакль «После репетиции».

Встреча с Юрским, как говорит сама Тенякова, была сродни солнечному удару. Наташа откровенно рассказала о своем чувстве первому мужу, режиссеру Льву Додину, и ушла. Роман Сергея Юрского и еще одной знаменитой товстоноговской актрисы Зинаиды Шарко к тому времени был исчерпан. Популярность Сергея Юрьевича была невероятной, в Ленинграде просто космической.

Ему уже было мало актерства, мало чтения на эстраде, мало кино и телевидения — он рвался в режиссуру. Товстоногов не мог отказать своему лучшему артисту, давал ему постановки. Появился спектакль «Мольер» М. Булгакова, «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой. Тенякова играла там главные женские роли, играла ярко и талантливо, была занята и в телевизионных работах Юрского.

Портрет на двоих — Сергей Юрский и Наталья Тенякова

Она сразу заявила о себе не только как жена, но и как соратница, верная помощница в работе.

Но разве мог Товстоногов спокойно смотреть, как вокруг его ученика формируется группа единомышленников, как внутри театра рождается другой театр? Товстоногова можно понять — БДТ того периода был его театром, собранным по крупицам, возрожденным из руин лучшим театром страны.

Сам патриарх сравнивал театр с роскошной любовницей, возлежащей на ложе рядом с господином. «Почему я должен встать и пустить на это ложе другого?» — образно вопрошал Георгий Александрович. И покровительственно говорил Юрскому, что тому лучше оставить режиссуру и заниматься актерством. Но разве мог бунтарь Юрский прислушаться к мэтру (хотя мэтр, может, и был в чем-то прав).

Читай продолжение на следующей странице
AesliB