«Погасло дневное светило…»

Случаи, когда посреди дня все вокруг погружалось в ночную тьму, привлекали внимание людей во все века. И если сейчас большинство воспринимает затмение как редкое и весьма эффектное природное явление, то в былые времена внезапное исчезновение светила считалось дурным предзнаменованием, божественным знаком. Солнечные затмения сопровождали битву между Мидией и Лидией, распятие Иисуса Христа, поход Игоря Святославича.

«Погасло дневное светило…»

Мидия и Лидия

В VI веке до н. э. обнаружилось, что солнечные затмения обладают невероятной силой. К примеру, они могут прекратить войны прямо во время битвы. Звучит странно, не правда ли? Дело было так: 28 мая 585 года до н. э. шло сражение на реке Галис. Противоборствующими сторонами оказались мидяне под предводительством Киаксара и жители Лидии во главе с Алиаттом. Противники были настроены решительно, однако в один момент все воины опустили оружие и обратили взор к небу: солнце словно скрылось за черной пеленой. Перепуганные враги в ужасе осознали, что высшие силы не поддерживают их начинания, и приняли поспешное решение заключить мир.

«Погасло дневное светило…»

Битва на Галисе. Иллюстрация из «Астрономии для любителей» Камиля Фламмариона, 1905

«На шестой год во время одной битвы внезапно день превратился в ночь. Это солнечное затмение предсказал ионянам Фалес Милетский и даже точно определил заранее год, в котором оно и наступило. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то прекратили битву и поспешно заключили мир. Посредниками были киликиец Сиеннесий и вавилонянин Лабинет. Они то и добились, чтобы лидийцы и мидяне принесли клятву примирения и скрепили её заключением брака. Они убедили Алиатта выдать замуж свою дочь Ариенис за Астиага, сына Киаксара. Ведь без таких родственных уз мирные договоры обычно непрочны», — так описывал это событие Геродот.

Распятие Христа

По преданию, день распятия Иисуса Христа также ознаменовался солнечным затмением. «В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого», — эту фразу евангелисты Лука, Матфей и Марк повторяют практически дословно. Более того, по словам Матфея, тогда же «и земля потряслась; и камни расселись». Сочувствующие Христу современники не могли не увидеть в этом небесном явлении дурного знака.

«Погасло дневное светило…»

Изображения солнца и луны на фрагменте средневековой иконы

Историкам же подобное описание подарило возможность установить точную дату распятия мессии. По крайней мере, так казалось поначалу. На деле же выяснилось, что вопрос по-прежнему остается открытым: по одним расчетам, подходящее по описанию затмение произошло в 29 году н. э., по другим — в 33-м. Существует, впрочем, и альтернативная версия: тьма могла настать вовсе не вследствие затмения, а из-за сильной песчаной бури.

Слово о полку Игореве

Одно из известнейших полных солнечных затмений произошло 1 мая 1185 года. О нем хотя бы краем уха слышал любой российский школьник — и все благодаря легендарному «Слову о полку Игореве». Вспомните следующие строки из произведения:

«Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла».

«Ночная тень», заслонившая солнце, — отнюдь не плод воображения автора «Слова…» и не художественный вымысел Николая Заболоцкого, из перевода которого взят этот фрагмент. Игорь Святославович действительно стал свидетелем затмения и расценил его как дурное предзнаменование. Впрочем, так и вышло: вскоре князь оказался в плену.

«Погасло дневное светило…»

«Князь Игорь». Илья Глазунов, 1962

Кстати, ученым удалось установить, что князь и его дружина в то время пребывали гораздо южнее полосы полного затмения и поэтому могли видеть лишь его часть. Также известно, что во всей красе затмение лицезрели жители Новгорода.

«Слово о полку Игореве» — это не единственный источник, в котором было отмечено солнечное затмение 1185 года. Упоминания об этом явлении сохранились также в текстах Лаврентьевской и Ипатьевской летописей.

автор: Дарья Пащенко

источник: diletant.media

AesliB