Ожог

Эта трагическая весть, как ожог души – снова пламя, дым, удушье, снова жертвы в отсеках, снова домыслы, суды и пересуды… Официальная информация поначалу была до предела скупа: «1...

Эта трагическая весть, как ожог души – снова пламя, дым, удушье, снова жертвы в отсеках, снова домыслы, суды и пересуды… Официальная информация поначалу была до предела скупа: «1 июля на атомной глубоководной станции АС-31, находившейся в Баренцевом море произошёл взрыв и пожар. Возгорание быстро ликвидировали, но в результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков». Тут бы сразу и назвать этих моряков пофамильно. Ведь у многих из них друзья и родственники рассеяны по всей стране, и все они будут томительно гадать – не наш ли, не мой ли?..

Теперь мы знаем их имена, теперь можно молиться за их души поименно…

Когда информация столь скудна, как первоначальное официальное сообщение, невольно прибегаешь к логике, здравому смыслу, опыту, аналогиям чтобы понять, что же произошло …

Лодку погубила не глубина. Для этого она достаточно прочна, умно спроектирована, сделана из титана. Да и в Баренцевом море нет океанских впадин, достойных предназначения сверхглубоководных атомных аппаратов, каким была пострадавшая субмарина. Она могла погружаться на шесть тысяч метров, на шесть километров. Людей погубило пламя, вспышка, ядовитый дым… Большинство бывалых моряков полагает, что на АС-31 произошел взрыв аккумуляторной батареи. Об этом говорит и наличие контуженного подводника, и скоротечность самой аварии.

Аккумуляторные батареи – ахиллесова пята и дизельных, и атомных подводных лодок. Разряжаясь, батареи выделяют водород, которой в относительно небольшой концентрации с воздухом дает гремучую смесь, любая небольшая искра – взрыв. По этой банальной причине аварии на подводных лодках происходили во все времена и на всех флотах мира.

Скорее всего, этот взрыв (его причину определят технические эксперты) произошел тогда, когда атомная станция была состыкована с подводной лодкой-носителем. Если бы АС-31 находилась в автономном плавании, она бы никогда не смогла вернуться в базу, тем более, с затопленным отсеками. Почему они затопились? Прочный корпус станции сделан из титана. Титан хорошо держит высокое давление, но не ударные нагрузки. При взрыве мог дать трещины.

Гражданского специалиста, находившегося на борту станции, удалось быстро передать через стыковочный люк на лодку-носитель. Его спас капитан 2 ранга Дмитрий Соловьев, он оперативно вывел специалиста из аварийного отсека, после чего, как положено, задраил люк. «Находясь в аварийном отсеке, Соловьев и другие подводники смогли ликвидировать очаг возгорания ценой своих жизней, – отмечал министр обороны Сергей Шойгу. – Они спасли товарищей и сохранили глубоководный аппарат».

Известно, что некоторые офицеры получили ожоги более 30-40% поверхности тела. Тем не менее, они боролись за живучесть своего уникального корабля. И спасли его.

«Оренбург» немедленно вернулся в базу. Нескольких пострадавших акванавтов отправили в североморский госпиталь.

Сейчас прорисовываются некоторые важные подробности.

ЧП с глубоководным аппаратом произошло на выходе из Кольского залива. Невольными свидетелями трагедии оказались местные рыбаки.

«Мы вечером шли в сторону Кильдина, – рассказывает капитан сейнера, – и тут, где-то в полдесятого вечера, всплывает подводная лодка. Прямо полностью всплывает. Никогда в жизни такого не видел. На палубе люди бегают, суетятся… Потом к ней подошел военный корабль, а чуть позже лодку отбуксировали в сторону Оленьей губы. Потом нам сказали, что кто-то в Уре-губе видел, как выгружали тела».

Командиром АС-31 был Герой России капитан 1 ранга Денис Владимирович Долонский. Он погиб.

Потеряв командира, оставшаяся часть команды сумела справиться с пожаром и спасти уникальный корабль. И «последний выполнив приказ, всем экипажем поднялись на небо»…

Ввиду чрезвычайной инженерно-технической сложности глубоководной станции весь экипаж АС-31 состоял из офицеров, многие из которых сами были когда-то командирами или старпомами подводных лодок. Не приходится сомневаться в их профессионализме и опытности. И если военный моряк – человек рисковой профессии, то у подводника риск удваивается, а у акванавта-глубоководника степень риска утраивается. Они знали, на что шли. У некоторых офицеров и отцы были акванавтами. Но судьба пощадила отцов, а не сыновей, выбравших их опасную стезю. Отец капитана 3 ранга Виктора Кузьмина – Герой России вице-адмирал Сергей Кузьмин. Сегодня горе его, как и у других родителей, безмерно. И как тут не вспомнить песню о «Курске», написанную Николаем Сахаровым:

Не реки впадают в море,
В море впадает горе,
Никогда его на карте не убавится,
Нынче самое большое море – Баренцево.

*   *   *

К 4 июля из отсеков АС-31 достали тела пока только четверых погибших офицеров, сообщил председатель петербургского клуба моряков-подводников, бывший командир атомной подводной лодки капитан 1 ранга Игорь Курдин. По его словам, процесс извлечения тел затягивается, поскольку аппарат заполнила вода. Когда и в каком состоянии извлекут остальные тела, пока непонятно. Но извлекут, и предадут их земле на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, ставшим уже военно-морским некрополем, где покоятся тела многих моряков с подводных лодок «Комсомолец» и «Курск».

Контр-адмирал Всеволод Леонидович Хмыров, получивший свою геройскую звезду за глубоководные погружения, написал на своей странице так:

«Ужасная катастрофа. Погибли мои дорогие дети – глубоководники. Мы все равно понимаем, что их жизни отданы не зря. Глубоководные исследования в гидрокосмосе удел героев-подводников. Мы скорбим, но в океан пойдем во имя будущего, во имя наших детей и внуков».

Список погибших на АС-31 моряков:

  1. Герой России, капитан 1-го ранга Долонский Денис Владимирович (награжден орденом Мужества, орденом «За военные заслуги», орденом «За морские заслуги», медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени);
  2. Герой России, капитан 1-го ранга Филин Николай Иванович (кавалер трех орденов Мужества, награжден орденом «За военные заслуги»);
  3. Капитан 1-го ранга Абанкин Владимир Леонидович (награжден орденом Мужества, медалью «За заслуги перед Отечеством» I степени, медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью Ушакова);
  4. Капитан 1-го ранга Воскресенский Андрей Владимирович (кавалер трех орденов Мужества, награжден орденом «За военные заслуги», медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени);
  5. Капитан 1-го ранга Иванов Константин Анатольевич (награжден орденом Мужества, орденом «За военные заслуги», медалью «За заслуги перед Отечеством» I степени, медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью Ушакова);
  6. Капитан 1-го ранга Опарин Денис Александрович (награжден орденом Мужества, медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью Ушакова);
  7. Капитан 1-го ранга Сомов Константин Юрьевич (кавалер трех орденов Мужества, награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» I степени, медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени);
  8. Капитан 2-го ранга Авдонин Александр Валерьевич (награжден орденом Мужества, орденом «За военные заслуги», медалью Ушакова);
  9. Капитан 2-го ранга Данильченко Сергей Петрович (награжден орденом Мужества, медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени);
  10. Капитан 2-го ранга Соловьев Дмитрий Александрович (награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За отвагу», медалью Ушакова);
  11. Подполковник медицинской службы Васильев Александр Сергеевич (награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью Суворова);
  12. Капитан 3-го ранга Кузьмин Виктор Сергеевич (награжден медалью Ушакова);
  13. Капитан 3-го ранга Сухиничев Владимир Геннадьевич (награжден медалью «За отвагу»);
  14. Капитан-лейтенант Дубков Михаил Игоревич (награжден ведомственными медалями Минобороны).

автор: Николай Черкашин

источник: www.stoletie.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector