Узбекистан – Россия – Узбекистан. Затем снова Россия, а потом – опять родной Узбекистан. В первый раз Матлюба Алимова приехала в Москву, движимая мечтой об актерстве. Во второй – чтобы как-то прожить. И всегда возвращалась назад. Любимица миллионов, одна из самых экзотически красивых артисток Советского Союза на пике популярности не знала отбоя от поклонников и ролей, а в итоге какое-то время вынуждена была перебиваться случайными заработками.
Детство и юность
12 августа 1954-го в Андижане, городе, подарившем миру поэта Мухаммада Юсуфа, хирурга Рената Акчурина, командира Валентина Комарова, на свет появилась девочка, которая позднее оказалась объектом восхищения советских граждан.
И хотя многие из них потом, ориентируясь на главные роли Матлюбы (Матлубэ), не сомневались, что она действительно цыганка, на самом деле ее отец Фархат узбекской национальности, а предками матери являлись и немцы, и поляки, и грузины, и русские. Вероятно, результатом смешения такого немалого количества кровей и стала необычная чувственная внешность актрисы.
Родители познакомились случайно – в башкирской столице Уфе во время прохождения срочной службы солдат Алимов страстно влюбился в белокурую красавицу. И увез к себе на родину – создавать семью и воспитывать детей. Но многочисленная родня воспротивилась «чужой», и вскоре, несмотря на трех дочерей (Матлюба – средняя из них), супруги развелись.
«Когда мама отправила папу к другой жене, мы, все три сестры, взяли сторону мамы. Но на отца никогда обиды не было. Папа всегда хорошо к нам относился, так что моя душа сейчас свободна от злобной памяти», – рассказывала актриса Татьяне Устиновой.
Интервью, где Алимова делилась неизвестными фактами своей биографии и редкими фотографиями с писательницей, произошло на телевизионной программе «Мой герой» в апреле 2017-го.
В молодые годы Матлюба и не догадывалась о собственной привлекательности – мальчишки то и дело обижали и подтрунивали над соседкой, а в школьном кабинете, когда шла перекличка, все оборачивались посмотреть, на месте Алимова или нет.
По личному комментарию, ощущение себя «гадким утенком» – это следствие детского сада, вернее, инцидента, когда ее до рыданий и внутренней ломки довели нравоучения суровой воспитательницы в присутствии остальных малышей. То, что что-то в ней изменилось, девушка осознала в 9-м классе, когда, вытянувшись за лето до роста 176 см, столкнулась в коридоре с двоечником и модником Сашкой Самойленко – парень чуть шею не сломал.
Узбекистан ее детства – цветущие вишни весной, красные маки, мята, разноцветье трав, солнце и неизменный гул от пчёл. И, конечно, тутовник – лакомство для ребят. С ранних лет Матлюба всегда могла придумать себе занятие самостоятельно – шила наряды для кукол, играя с водой, представляла, что это водопады, а добавив вокруг немного цветов, фантазировала о сказочном мире.
В среднем учебном заведении предпочтение отдавалось исключительно русскому и литературе, которые вела «прекрасная душа» – классный руководитель Василина Петровна.
Серьезное решение – поступать в столичный театральный институт – пришло неосознанно, как будто сверху направили на истинный путь. Плюс – доверие матери, не ставшей препятствовать дочери. В то время старшая сестра уже жила в Москве с семьей, и Матлюба остановилась у нее. Документы подавала в единственный вуз – ВГИК, выучив для вступительного экзамена монолог Земфиры из «Бахчисарайского фонтана».
К концу 1-го курса студентку Алимову отчислили – за профнепригодность. Но вскоре вернули обратно. А потом пришел обожаемый Алексей Баталов, кардинально перевернувший жизнь и работу в институте.
Фильмы
Дебют в кино пришелся на 1979-й. Алимовой доверили роль в пушкинских «Маленьких трагедиях», где ее партнерами значились признанные мэтры – Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Владимир Высоцкий. Рассказывая о сотрудничестве с последним, Матлюба Фархатовна вспоминала:
«Он не фальшивит, открыт на всю катушку. Не было такого, чтобы он был как-то надут или нес себя – ни секунду, мне было с ним легко, как будто давно работаем вместе».
Матлюба Алимова в фильме «Цыган»
В том же году на экраны вышел «Цыган» и принес начинающей актрисе бешеную всесоюзную популярность. В том числе признание «своей» среди кочевого народа. Чтоб не разочаровать многомиллионную советскую аудиторию, режиссер даже решился на изменение финала – Будулай, как известно, вернулся.
Впрочем, в фильмографии артистки немало работ, где она перевоплощалась не только в цыганок – в «Василии Буслаеве» она византийская императрица, в «Изобретателе фараона» – египетская царица. Снималась Матлюба активно и много до лихих 90-х.
Матлюба Алимова в фильме «Василий Буслаев»
После развала страны Алимова уехала на родину и занялась реставрацией национальной старинной вышивки. Ее пропажу с телеэкранов некоторые СМИ и зрители связывали с алкоголизмом и нищенствованием, но эта информация далека от истины.
Когда это дело перестало приносить прибыль, а квартира на окраине Ташкента оказалась арестована в виду неуплаты коммунальных услуг, женщина снова подалась в Москву. От охватившего отчаяния помог найти путь московский священник. Вскоре Матлюба решилась на принятие православия. Но даже в минуты душевного надлома ей и в голову не приходила мысль поступиться своими принципами и согласиться на роль не по душе – такова «баталовская» выправка.
В нулевых она вернулась к съемкам, сыграв в «Балладах о гусарах» и «Тарасе Бульбе», посещала кинофестивали. Например, в 2003-м на «Киношоке» от нее не могли оторвать взгляд не только на официальном приеме, но и на пляже, где она была в белоснежном купальнике.
Личная жизнь
Матлюба рано вышла замуж – когда только-только начала осваивать азы любимой профессии. Главный наставник Алексей Баталов никак не прокомментировал новость о замужестве студентки-отличницы, а просто смерил взглядом. Но девушку захлестнули сильные чувства, устоять перед которыми не смогла, к Мурату Ахметову.
За 3 года брака от них ничего не осталось. И виной тому – беспричинная ревность супруга, приведшая к разводу. В дальнейшем красавица получала немало предложений руки и сердца, но на вопросы о личной жизни отвечала лаконично:
«Моего первого опыта хватило, чтобы не захотеть замуж во второй раз».
Матлюба Алимова сейчас
Матлюба Фархатовна охотно принимает приглашения поговорить по душам с журналистами, приезжая специально для этого из Ташкента, например, с Юлией Меньшовой в «Наедине со всеми» или с Андреем Малаховым в «Сегодня вечером».
Женщина также занимается дизайном, изредка соглашается на съемки в кино: к началу 2019-го последней работой значились «Мухаморы» 3-летней давности.
Фильмография
- 1979 – «Маленькие трагедии»
- 1979 – «Цыган»
- 1983 – «Василий Буслаев»
- 1983 – «Сказка о Звёздном мальчике»
- 1986 – «Возвращение Будулая»
- 1989 – «Маленький человек в большой войне»
- 1991 – «Дикое поле»
- 1992 – «Снайпер»
- 1992 – «Они»
- 1993 – «Красный поезд»
- 2005 – «Баллады о гусарах»
- 2009 – «Тарас Бульба»
- 2010 – «Подарок судьбы»
- 2010 – «Точка кипения»
- 2016 – «Мухаморы»
источник: 24smi.org