О чем рассказывает фасад готического собора

Добродетели и грехи Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII век Согласно средневековому христианскому мировоззрению в человеческой душе разворачивается постоянная борьба между пороками и добродетелями. Человек греховен, но...

Добродетели и грехи

О чем рассказывает фасад готического собора

Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII век

Согласно средневековому христианскому мировоззрению в человеческой душе разворачивается постоянная борьба между пороками и добродетелями. Человек греховен, но может спастись, ведя добродетельную и благочестивую жизнь.

На стенах соборов добродетели, пороки, грехи и наказания за них представлены в виде аллегорических фигур, которые показывают, с чем людям следует бороться и какое оружие выбрать для этой борьбы, чтобы в итоге спастись и достичь Царствия Небесного.

Двенадцати благородным девам, олицетворявшим добродетели, отводилось довольно скромное место — на уровне глаз. Проходя мимо, верующий мог их разглядеть и запомнить. Добродетели изображены рука об руку с пороками: рядом с Надеждой мы видим Отчаяние, Вере противопоставляется Идолопоклонство, а Гордыню можно победить только Смирением.

Календарь

На архивольтах, откосах и арочных столбах часто можно увидеть изображения календарных циклов и персонификации семи свободных искусств (так в Средние века называли науки, которым обучали в университетах).

О чем рассказывает фасад готического собора

Календарь с фасада Амьенского собора. XIII век

Обычай украшать церкви календарями, высеченными в камне, существовал с первых веков христианства. Каждому знаку зодиака соответствовал определенный месяц, а каждому месяцу — тот или иной тип сельскохозяйственных работ.

Почти все календарные циклы начинались с января, а зодиакальные знаки — с Водолея, точно соответствуя каждому месяцу. Январь для средневекового человека, как и для человека современного, — месяц, в основном занятый праздниками и отдыхом.

Февраль всегда отмечен возобновлением полевых работ, июль — время жатвы и т. д. Известен средневековый английский стишок, где каждый месяц сопряжен с определенным видом работ — он полностью повторяет скульптурный сюжет:

  • Январь — огонь согревает здесь руки мои;
  • Февраль — и снова с лопатой на землю пошли;
  • Март — время посадки растений настало;
  • Апрель — пение птиц мне послушать пристало;
  • Май — как птенчик на ветке я легок и весел;
  • Июнь — убор сорняков на рассвете чудесен;
  • Июль — движенье косой;
  • Август — корм животным готовит;
  • Сентябрь — мой цеп по зерну монотонно проходит;
  • Октябрь — посев обеспечит едой на весь год;
  • Ноябрь — а в Мартинов день поросенка забьет;
  • Декабрь — зимою в сочельник по кружкам вино –
    Все это за службу нам Богом дано.

Календарь — это круг времени, который будет повторяться, пока существует мир, то есть вплоть до Страшного суда.

Искусства и науки

О чем рассказывает фасад готического собора

Музыка и Грамматика в архивольтах собора в Шартре. XII век

Семь свободных искусств делились на тривиум и квадриум. В тривиум входили, как бы мы сейчас сказали, гуманитарные науки: грамматика, риторика и диалектика.

Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. Она стояла во главе всех учений: только овладев всеми семью искусствами, можно было постичь философию.

Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума. Науки изображались в виде величественных и серьезных дев, держащих в руках различные атрибуты. Так, например, Грамматике надлежало держать в руке розги, Геометрии — циркуль и линейку, а сидящей на скамье Музыке — молоточек, которым она ударяла по нескольким колокольчикам.

Гаргульи и другие звери

О чем рассказывает фасад готического собора

Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 год

Демоны и монстры, как правило, занимают верхние части собора. Гаргульи украшают водостоки, различные безымянные чудища восседают на контрфорсах и венчают башни. Эти фантастические существа — плод народной фантазии. В отличие от большей части статуй, они не транслируют сообщение: здесь средневековый художник, постоянно скованный каноном, давал волю своей фантазии.

Собор как книга

Готические соборы называли Библией для неграмотных. Разглядывая скульптуры, простолюдины узнавали о христианском вероучении. Один из Отцов церкви, Григорий Великий, даже настаивал на необходимости прибегать к изображениям для просвещения неграмотных. А святой Бонавентура  говорил о важности визуального образа: «Они [изображения] побеждают невежество простецов, косность чувств и слабость памяти»  .

С другой стороны, средневековый собор — Библия для грамотных: это Священное Писание, высеченное в камне, и читать его можно по-разному. В средневековом богословии была широко распространена теория множественности смыслов библейского текста. По ней, любой текст Писания, помимо буквального прочтения, имеет как минимум несколько более глубоких и неочевидных смысловых пластов.

Скульптурные изображения, как и священный текст, обладали множеством смыслов; прихожане могли трактовать их по-разному — в зависимости от своего социального положения и уровня образования.

Так, в календарном цикле крестьянин узнавал привычный круг сельских работ, клирик связывал каждый месяц с определенным событием земной жизни Христа, а профессор университета, всматриваясь в незамысловатые изображения трудящихся крестьян, размышлял о том, что год, состоящий из четырех сезонов и двенадцати месяцев, — это образ Христа и церкви, чьи члены — четыре евангелиста и двенадцать апостолов.

источник: storyfiles.blogspot.com

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector