На «Москвичах» через четыре континента

В 1968 году британцы организовали трансконтинентальный ралли-рейд «Лондон – Сидней» протяженностью 16 тысяч километров. Когда принималось решение об участии в марафоне советских экипажей, в СССР всеми силами пытались увеличить экспорт отечественных автомобилей за границу. Участие в гонке стало для отрасли удобной возможностью продемонстрировать на весь мир успехи социалистического автопрома. Через два года после финиша в Австралии «Москвичи» повторили свой международный успех на маршруте «Лондон – Мехико».

На «Москвичах» через четыре континента

На международные смотрины претендовали две модели: «Волга» ГАЗ-21 и «Москвич». Предпочтение было сделано в пользу только что появившегося «Москвича-412». Маршрут марафона от Лондона до Сиднея пролегал через дюжину стран: этапы завершались в Париже, Турине, Белграде, Стамбуле, Тегеране, Кабуле, Дели. Для путешествия по Австралии «Москвичи» оборудовали специальной решеткой, которая защищала корпус от столкновений (в том числе с кенгуру). В дороге советскую команду ждали внештатные ситуации на любой вкус. На пароходе из Индии в Австралию автомобили остались без запасных амортизаторов. В Нидерланды, где располагалась компания-спонсор марафона «Koni», была послана срочная телеграмма с просьбой прислать недостающие комплектующие.

На «Москвичах» через четыре континента

«Москвич» в Дели

На АЗЛК (Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола) по результатам каждого этапа устраивались совещания. Обсуждались идеи о внесении изменений в конструкцию «Москвичей», которым предстояло покорять иностранные рынки. В гонке «Лондон — Сидней» участвовали четыре советских автомобиля. Лучший результат показал экипаж Сергея Тенишева (на следующий год пилот получил звание заслуженного мастера спорта СССР).

В 1970-м на марафоне «Лондон — Мехико» стартовали пять экипажей. Три из них финишировали. В абсолютном зачете лучшее место оказалось 12-м. В общекомандном зачете «Москвичи» заняли 3-е место (уступив «Форду» и «Бритиш Лейланд»). В то же лето в Мексике проходил чемпионат мира по футболу. Пройдя за 400 часов сложнейший маршрут в 26 тыс. км, советские гонщики встретились с товарищами из футбольной сборной, добравшимися до четвертьфинала (вратарь — Лев Яшин, капитан — Альберт Шестернев).

На «Москвичах» через четыре континента

«Москвич» на стадионе «Ацтека» в Мехико

Европейская часть маршрута гонки проходила по Пиренейскому полуострову. «И без того предварительное легендирование маршрута было сопряжено с трудностями — в ту пору СССР не поддерживал дипломатических отношений с Испанией и Португалией, поскольку там были фашистские режимы. Поэтому визу на въезд в Испанию нам с Валентином Кислых пришлось ждать в Париже, а португальскую визу получать у консула в испанском городе Вальядолиде. Но первое, что мы увидели, едва перейдя границу Португалии, — Москвич-407. Причем черного цвета, в какой завод их не красил», — вспоминал участник марафона Валерий Широченков.

На «Москвичах» через четыре континента

Советские гонщики в барокамере

На латиноамериканском участке ралли с дистанции сошли все итальянские, шведские и японские автомобили. До финиша вместе с тремя «Москвичами» добрался один из шести «Ситроенов» и лишь один из двенадцати «Порше». Десятая часть всего ралли проходила по высокогорным трассам на высоте более 4 км над уровнем моря. Готовясь к марафону в горах, гонщики прошли предварительную проверку в барокамере. Оставив позади бездорожье, спуски, подъемы и горный серпантин «Москвичи» доказали свою исключительную надежность. В Сан-Паулу экипаж «Москвича» № 28 даже пережил нападение местных жителей с оружием. Потасовка закончилась после вопроса «Руссио? Гагарин?» и ответа «Да, Гагарин».

Через несколько дней после окончания ралли в Перу произошло разрушительное землетрясение. СССР отправил в южноамериканскую страну гуманитарную помощь, которую доставили на транспортнике «АН-12». На борту этого самолета и вернули на родину завершившие гонку «Москвичи». Ни один из автомобилей до сегодняшнего дня не сохранился.

автор: Максим Новичков

источник: diletant.media

AesliB