Москва в XXIII веке глазами художников 1914 года

“Москва в будущем” — серия открыток товарищества “Ейнемъ” 1914 года. Любопытно взглянуть на жизнь своих потомков глазами предков, ведь прогноз делался на XXII-XXIII века. Любопытно, что технический прогресс...

“Москва в будущем” — серия открыток товарищества “Ейнемъ” 1914 года. Любопытно взглянуть на жизнь своих потомков глазами предков, ведь прогноз делался на XXII-XXIII века. Любопытно, что технический прогресс касается всего, кроме легкой промышленности — москвичи одеваются в те же костюмы, что и сто лет назад…

В 1913-14 годах Москва находилась на пике экономического подъема, наверное поэтому серия футуристических картин уделяет столько внимания “транспорту будущего” — аэросаням, трамваям, монорельсам и даже метро. Причем рассматривается не сегодняшние дни 100-летней “давности”, картинки пронзают время на 100-200 лет “глубже”.

Для того чтобы понять, почему авторы взялись за столь дальнюю перспективу, следует уяснить, что в начале ХХ века жизнь была спокойной и размеренной, научно-технический прогресс не шагал семимильными шагами, изменения в окружающем мире если и случались, то происходили очень медленно.

Москва в XXIII веке глазами художников 1914 года

Чаще всего эту серию открыток называют просто «Эйнем» — именно по заказу этой кондитерской фабрики (нынешний «Красный Октябрь») и были выпущены эти открытки.

Серию открыток представляет небольшое предисловие:

«Оглядываться с сожалением на прекрасное прошлое — задача не только трудная и неприятная. Как бы прекрасно не было прошлое, раз оно прошло, говорить о нем нечего.

Предоставляя мудрым историкам описывать и изучать минувшие времена, мы, составители представляемого краткого альбома, имели в виду заглянуть, по мере наших сил и пестроты красочной фантазии, в более или менее отдаленное будущее нашей всем милой и всем знакомой матушки-Москвы.»

Центральный вокзал

Москва в XXIII веке глазами художников 1914 года

«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.»

Красивый рисунок, правда всё же заметны архитектурные технологии не XXII века, а 1914 года. Что интересно, Центральный вокзал, который должен был объединить функционал нескольких существующих московских вокзалов, действительно предполагалось построить в начале XX века, план не был реализован из-за начала Мировой войны и революции.

Москворецкий мост

Москва в XXIII веке глазами художников 1914 года

«Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…»

Кремль в Москве действительно всё так же стоит, правда сейчас он имеет красный, а не белый цвет, традиция красить Кремль в белый прошла с началом советской власти.

Воздушная дорога на открытке напоминает монорельс — который появился в Москве в начале XXI века и проходит в районе ВДНХ и Останкинского телецентра.

Лубянская площадь

Москва в XXIII веке глазами художников 1914 года

«Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.»

Очертания современной Лубянской площади в Москве очень похожи на те, что обозначены на открытке. Ещё очень интересно то, что здание «Детского мира», которое было построено только в 1957 году, весьма напоминает то, что изображено на его месте на этой открытке.

Угадали авторы и со станцией метро, которая появится на этом месте в 1935 году (правда, станция будет закрытого, а не открытого типа).

Река Москва

Москва в XXIII веке глазами художников 1914 года

«Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.»

В настоящее время по Москве-реке действительно можно совершить беспересадочное путешествие в Турцию, Финляндию, Швецию и и Эстонию, правда авиацией сейчас это сделать намного проще, да и крупные суда в акваторию Москва-реки всё-таки не попадают, а заканчивают свой путь на Химкинском водохранилище у Северного речного вокзала.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector