Мешать бетон под звуки вальса

В планы первой пятилетки советского государства было заложено строительство трех тракторных заводов. Крупнейшим из них стал Челябинский, который в газетах того времени назывался Тракторостроем.

Постановление о строительстве тракторного завода в Челябинске было принято 29 мая 1929 года. Челябинск имел хорошее месторасположение, находился на стыке Урала и Сибири. Уже летом была выбрана строительная площадка, а глубокой осенью 1929 года на окраине Челябинска в заболоченной местности появились первые деревянные колышки.

Строительство осуществляла американская компания «Albert Kahn, Inc», возглавляемая знаменитым индустриальным архитектором Альбертом Каном – строителем автомобильных заводов в США.

Примечательно, что отдавая заказы на производство американской стороне, СССР тем самым спасал американские строительные компании от разорения – в США начиналась Великая депрессия. Сумма контракта, заключенного в 1939 году «Амторгом» с «Albert Kahn, Inc» по строительству в СССР промышленных предприятий и консультированию составила – 2 миллиарда долларов (в пересчете на сегодняшние деньги – 250 миллиардов).

Строительство в СССР не было оригинальным – предприятия являлись копией уже построенных американских заводов, оборудование было американским, и машины, в челябинском случае, трактора, собирались по образцу американских.

По своей мощности Челябинский завод должен был превосходить в полтора раза Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, вместе взятые. Стройка шла невиданными темпами, в основном за счет энтузиазма рабочих.

Руководство мотивировало тружеников «бетонными вечерами». Грохотали сотни бетономешалок, а чтобы рабочие не засыпали, приглашали духовой оркестр – он играл чаще всего вальсы Штрауса. Приехавший на строительство французский поэт Луи Арагон, посвятил строителям автогиганта стихотворение «Вальс Челябтракторостроя».

Пуск завода состоялся 1 июня 1933 года. Рабочий завода по фамилии Макогон под вспышки фотокамер совершил проезд на первом тракторе «Сталинец-60» (С-60). К открытию завода было выпущено двенадцать гусеничных тракторов мощностью 60 лошадиных сил, С-60 являлся адаптированной копией американского «Caterpillar Sixty».

Во время войны завод стал крупнейшим в мире танкостроительным производством. Здесь производились танки и самоходные установки, ставшие лучшими образцами военной техники того времени.

За восемьдесят лет работы на заводе было произведено свыше 1 миллиона 270 тысяч тракторов.

И в наши дни Челябинский завод остается крупнейшим в России предприятием по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB