Мария Каллас: женщина-легенда

Современники называли ее «la divina», «божественная». По красоте и необыкновенной протяженности голоса, включавшего в себя три октавы, ее сравнивали с великими певицами прошлого – Джудиттой Паста и Марией Малибран… Мария Каллас была метеором, промелькнувшим на небосклоне оперного искусства, свет от которого доходит до наших дней.

Оперные меломаны, а среди них остается все меньше и меньше тех, кому посчастливилось видеть ее на сцене, устраивают паломничества к местам, связанным с ее именем. К дому в Париже на авеню Мандель, где певица умерла в возрасте всего лишь 53-х лет и рядом с которым находится названная в ее честь аллея. К дому в Афинах, где она жила, учась в Консерватории, в котором мэрия города недавно решила открыть Музей-Академию Оперы. В Италии «местами Каллас» считаются два ее дома – в Вероне и Милане (последний, правда, перестроен, но на нем есть мемориальная доска), вилла в Сирмионе на озере Гарда, превращенная в отель. Но, конечно, чтобы понять суть исполнительского мастерства этой незабываемой артистки, лучше слушать ее записи или посетить театры, в которых она выступала. В музее «Ла Скала» есть большой раздел, посвященный ей.

Мария Каллас: женщина-легенда

Анна София Цецилия Калогеропулос, будущая «божественная» Мария Каллас, появилась на свет 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов. Музыкальные способности проявились в ней очень рано, и на них обратила внимание ее мама Евангелия, в молодости сама мечтавшая стать певицей, которая начала учить дочь музыке и пению. Она заставляла Марию участвовать в различных музыкальных конкурсах, которых в Америке было немало и где девочка неизменно получала награды.

Однако сама Мария, не отличавшаяся покладистым характером, поначалу не хотела ни петь, ни выступать на сцене, безумно стесняясь своей полноты и близорукости. Евангелии пришлось преодолеть немалое сопротивление дочери, от чего их отношения в дальнейшем испортились.

В 1935 году мадам Калогеропулос, расставшись с мужем, вернулась с Марией в Грецию и определила дочь в Афинскую консерваторию, где та училась у Марии Тривеллы и Эльвиры де Идальго, открывших ей секреты «бельканто». Последняя сыграла особенно важную роль в судьбе Каллас, став ее близкой подругой и наставницей. В прошлом известная певица, Эльвира де Идальго выступала вместе с Федором Шаляпиным, и наблюдения за его игрой, за его полным перевоплощением в исполняемый образ передала своей талантливой ученице.

В пятнадцать лет Каллас дебютировала в партии Сантуццы в опере «Сельская честь» Масканьи в Афинском оперном театре. В девятнадцать лет она спела Тоску, заменив заболевшую примадонну, но разразившаяся война приостановила ее восхождение к славе. В оккупированной немцами Греции ей пришлось пережить голод и немалые лишения.

По окончании войны Мария решила вернуться в Америку, однако там молодую певицу не ждал успех. В нью-йоркскую Метрополитен-оперу ее не приглашали, а от средних театров она отказывалась сама, не желая разменивать свой талант. Настоящей профессиональной родиной Каллас стала Италия, куда певица прибыла в 1947 году на корабле «Россия» после неудачной полосы в ее жизни, но полная решимости завоевать мир. Именно в этот момент ей улыбнулась удача, послав встречу с двумя людьми, которые сразу поверили в ее счастливую звезду и способствовали ее блестящей карьере. Первым был выдающийся итальянский дирижер Туллио Серафин, вторым – промышленник Джованни Баттиста Менегини, два года спустя ставший мужем певицы. При их помощи Каллас с успехом дебютирует в античном театре «Арена» в Вероне и вскоре начинает выступать во многих итальянских театрах, в 1950 году дебютирует на сцене прославленного «Ла Скала» в опере Верди «Аида».

Настоящей королевой оперы певица становится три года спустя, когда, похудев на тридцать шесть килограммов и приобретя силуэт манекенщицы, она появляется в «Ла Скала» в образе Медеи в одноименной опере Луиджи Керубини, поразив публику не только своим голосом, но и великолепным актерским мастерством.

1948 – 1958 годы – это абсолютный триумф Каллас на оперной сцене. Она исполняет сопрановые партии в известных операх и возрождает к жизни полузабытые шедевры прошлых веков. Она предстает не только как великолепная певица (иные музыкальные критики, кстати, предъявляли претензии к ее голосу, и только ее острый ум и природное трудолюбие помогли превратить недостатки в достоинства), но и как уникальная драматическая актриса. Она хорошо запомнила наставление своей учительницы Эльвиры де Идальго — никогда не жестикулировать, если руки не продолжают пение.

О том, что «жест есть движение души», говорил и Федор Иванович Шаляпин, и Каллас вслед за русским гением пыталась создать на сцене свой театр, где каждая роль была бы «омыта кровью собственного сердца»…

Ради нее в оперную режиссуру приходит Лукино Висконти, и вместе они создают незабываемые спектакли – «Травиату», «Весталку», «Сомнамбулу», «Анну Болейн», «Ифигению в Тавриде». Каллас даже была увлечена режиссером, который, однако, не ответил ей взаимностью, питая склонность к представителям другого пола. Позже с Каллас начинает работать молодой Франко Дзеффирелли. Для него актриса станет настоящим наваждением. Он создаст для нее спектакли, которые войдут в историю оперного театра, а в 2002 году снимет в память о ней фильм «Каллас навсегда».

Эти годы посвящены труду, самоотдаче, самопожертвованию. Но добиваясь сказочной славы, популярности и баснословных гонораров, эта молодая женщина все больше чувствует внутреннее одиночество и опустошенность. Семейная жизнь с Менегини не удовлетворяет ее. Она жаждет любви, которой не получает ни от кого из окружающих. Франко Дзеффирелли видит ее плачущей после своих самых удачных спектаклей. «Теперь моя дорога пойдет под гору, — говорит она, — начнутся проблемы. Меня ожидают несчастья».

Любовь нагрянула внезапно, и избранником Каллас оказался человек бесконечно далекий от мира оперы – греческий судовладелец, «мистер миллиард» Аристотель Онассис. Впервые они встретились на балу в честь для рождения журналистки Эльзы Максвелл в 1957 году в Венеции. Он был самым известным греком в мире, она – самой известной гречанкой. Но настоящий роман между ними разгорелся два года спустя в том же романтическом городе на воде, спровоцировавшем немало любовных историй. Онассис последовал за Каллас в Лондон, где она давала концерт, а затем пригласил ее с мужем совершить круиз на его яхте «Кристина».

Среди роскошных декораций, в окружении избранных гостей, как, например, Уинстон Черчилль, в то время, как «Кристина» плывет из Монако в Турцию, стремительно разворачивается один из самых известных романов XX века. «Кристина» бросает якорь у Афона, и на следующий день на борт поднимается Патриарх Афинагор. Гости наблюдают интересную сцену: Каллас и Онассис, оба православные, встают перед ним на колени на палубе и он благословляет их. Это чем-то напоминало свадебный обряд.

В тот момент жизнь актрисы резко меняется. По возвращении из круиза она объявляет Менегини о разрыве. Она слишком влюблена в этого непостижимого, вечно ускользающего делового человека, чтобы реально воспринимать случившееся, и она, конечно, не догадывается о том, что сам Онассис в то же самое время просит свою жену Тину не поднимать скандала и приехать к нему с детьми. Так по-разному они ведут себя с самого начала.

Теперь Каллас часто появляется вместе с Онассисом. Газеты, захлебываясь, пишут об этом «романе века», а папарацци с наслаждением фотографируют их во время званых обедов и в ресторанах. Развлечения ночи напролет и прокуренная атмосфера ночных клубов губительна для голоса Каллас, который и без того начинает предавать ее, но певица не обращает на это внимания.

Она счастлива с человеком, которого безмерно любит. Она мечтает о ребенке и больше думает о семейной жизни, чем о продолжении оперной карьеры.

В конце 1959 года жена Онассиса Тина подала на развод. Помимо своей воли миллиардер стал свободным человеком, но предпочел не давать своей подруге авансов, заявляя осаждавшим его журналистам, что они с Каллас «всего лишь друзья». Надежды певицы на счастливую супружескую жизнь рассыпались прахом. В 1968 году Аристотель Онассис женился на Жаклин Кеннеди, о чем Каллас узнала из газет. Именно в то время она, одетая в элегантный черный костюм и в туфлях с бриллиантовыми брошками, появилась на спектаклях Большого театра, гастролировавшего в парижской «Гранд-Опера». О встрече с ней сохранилось интересное воспоминание российской примадонны Елены Образцовой: «Она высокая, выше меня, очень худая, смуглая, как мулатка. Коса убрана в пучок. Узкие руки, узкие плечи. А глаза много страдали. Мне ее через две минуты стало жаль, и я ее еще больше полюбила».

Елена Образцова сидела с ней в одной ложе. Неожиданно Каллас сказала, что женщина должна быть сильнее мужчины. «Кто же нас защитит, как не мы сами себя!» Елена Образцова вспоминала: «Почти по наитию я спросила: «Ты любишь его?» — «Люблю его, люблю! – быстро сказала Мария, напряженно глядя на сцену. – И очень страдаю!».

Семь лет спустя после их разрыва сын и наследник империи миллиардера Александр разбился на личном самолете. Этот удар явился для Онассиса началом конца. Его здоровье пошатнулось, наступила мышечная дистрофия, и 15 марта 1975 года он умер в американском госпитале в Нейе-сюр-Сен под Парижем. Однако именно тогда, когда не стало человека, который причинил ей столько страданий, но и подарил счастливейшие мгновения, певица впала в депрессию и потеряла желание жить…

Мария Каллас умерла 16 сентября 1977 года, и ее смерть окутана тайной. Не утихают предположения, что она добровольно превысила дозу принимаемых лекарств. Наверное, мы никогда не узнаем правды, как и то, куда после смерти певицы исчезли ее дневники.

Мария Каллас была больше, чем оперная певица, даже больше, чем «звезда». Она была женщиной-мифом. Ее страстный, необыкновенного тембра голос трогает и сегодня, в наше отнюдь не романтическое время, ибо, как заметил В.О. Ключевский: «Талант – это искра Божия, которой человек сжигает себя, освещая этим пожаром путь другим».

автор: Ирина Баранчеева

источник: www.stoletie.ru

AesliB