Лучший военно-исторический музей России и его история

«Укрепление в виде короны» В настоящее время Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) располагается в исторической части северной столицы в так называемом Кронверке – вспомогательном...

«Укрепление в виде короны»

В настоящее время Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) располагается в исторической части северной столицы в так называемом Кронверке – вспомогательном укреплении Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости. В переводе с немецкого Кронверк означает – «укрепление в виде короны» и строение действительно с высоты птичьего полета очень походит на королевский головной убор. Основной задачей Кронверка была защита Петропавловской крепости от нападения шведов с севера, однако, ни одно из этих фортификационных укреплений не успело поучаствовать в боевых действиях. Правда, есть мнение, что в 1705 году шведы безуспешно пытались овладеть только что построенной Петропавловской крепостью и именно этот эпизод стал толчком к постройке в северной части земляного Кронверка.

Лучший военно-исторический музей России и его история

Новое фортификационное сооружение располагалось на искусственном острове, который получил название Артиллерийского, и должно было помешать атакующим сосредоточить силы для удара по основной крепости на Заячьем острове. Фронты Кронверка имеют бастионное начертание французской школы с небольшими орильонами (от французского orillon — «ушко»), позволяющими вести с укрепления продольный огонь, то есть защищать стены от фланговых ударов. В соответствии со всеми правилами перед фронтами расположили равелины, или отдельные от основного строения треугольные укрепления, располагающиеся перед водной протокой. Эскарпы, контрэскарпы и «капуниры» Кронверка были в те времена сооружены из земли и дерева.

Лучший военно-исторический музей России и его история

План Кронверка и Петропавловской крепости

Лучший военно-исторический музей России и его история

Вестибюль Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи

Лучший военно-исторический музей России и его история

 

Лучший военно-исторический музей России и его история

 

Лучший военно-исторический музей России и его история

У входа в музей есть пара экспонатов, имеющих не самое прямое отношению к артиллерийской тематике собрания

С 1706 года для строительства стали привлекать камень – ограды для защиты от размыва водой защитили гранитными эскарпами. На Кронверке с внутренней стороны также разместили казематы для жилья, а под каждым фланком (укрепление, расположенное перпендикулярно фронту крепости) были двухярусные оборонительные казематы. Весь XVII век северный защитник Петропавловской крепости модернизировался и перестраивался по инициативе как самого Петра I, так и его сподвижников. Так или иначе в развитие Кронверка вложили свои силы граф и генерал Бурхард Кристоф фон Мюнних, принц Людвиг Гессен-Гомбургский, граф Петр Иванович Шувалов, а также военный инженер и генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Пушкина. Спустя уже несколько десятилетий после возведения и Санкт-Петербургская крепость, и её северный защитник устарели и стали частью великолепной петербургской панорамы. Однако, основная крепость затмила собой Кронверк как в плане исторической ценности, так и буквально – для того, чтобы увидеть укрепление из центра города, необходимо обходить петропавловские стены.

Музей Петра Великого

Если сравнивать возраст Кронверка, в котором сейчас расположен музей артиллерии, с возрастом пушечного собрания, то окажется, что первые артиллерийские орудия стали коллекционировать еще в 1703 году. То есть за два года до закладки первого деревянноземляного Кронверка. И гораздо раньше, чем знаменитую Кунсткамеру, которую Петр I заложил в 1714 году, и которую многие ошибочно считают самым возрастным музеем России. Где же располагались первые экспонаты будущего артиллерийского собрания? В Петропавловской крепости в деревянном цейхгаузе по приказу самого Петра I. А первым заведующим и хранителем экспозиции стал Сергей Леонтьевич Бухвостов, которого русский царь в молодости называл «первым российским солдатом». В потешных войсках юного Петра Великого Бухвостов занимал в своё время должность «потешного пушкаря».

Лучший военно-исторический музей России и его история

Сергей Леонтьевич Бухвостов

Для наполнения экспозиции требовались немалые усилия, так как в бытность того времени все отработавшие свое и устаревшие орудия переплавлялись для создания новых пушек или колоколов. Все-таки, медь, железо и бронза были не самим доступными материалами. В указах Петра I можно увидеть в связи с этим требования к военноначальникам всех городов России о необходимости строгого учета, описи и хранения всех пушек и масжеров (мортир). Самые выдающиеся орудия предписывалось высылать в экспозицию зародившегося музея в Петропавловский цейхгауз. Так, в первые годы из Смоленска прибыло сразу 30 пушек с 7 мортирами. Нередко и сам царь осматривал подготовленные для утилизации орудия, из которых самые интересные направлял в музей. И даже в переломный момент после битвы под Нарвой, когда армия остро нуждалась в оружейных металлах, накопленные в цейхгаузе пушки не пошли на тотальную переплавку. О тяжести положения говорят многочисленные факты переплавки колоколов, изъятых из действующих храмов и церквей. На этот шаг государство пошло только после одобрения церкви.

Со временем, для пополнения коллекции «инверторскими, курьёзными и достопамятными» экспонатами, стали привлекать купцов, которые закупали оружие за рубежом. Примечательной историей в этой связи служит пример шведского купца Иоганна Прима, который приобрел для коллекции в 1723 году в Стокгольме старинную русскую пушку «Инрог» и привез эту махину на родину. В артиллерийской управе написали тогда:

«Оная пушка в артиллерию не требована и впредь не может быть действительна, но куплена оная только для курьёзу и видя, что она русская старинная».

Лучший военно-исторический музей России и его история

 

Лучший военно-исторический музей России и его история

96-мм бронзовая пушка «Красный лев» из эстонского Ревеля. Отлита в 1559 году. Масса 1597 килограмм, длина 4 метра. Лафет не родной, изготовлен в 1850 году

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector