Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

Зацепин Александр Сергеевич родился 10 марта 1926 года в городе Новосибирске в семье хирурга и учительницы литературы .Закончил музыкальную школу, параллельно учась в технической школе. Во время военной...

Зацепин Александр Сергеевич родился 10 марта 1926 года в городе Новосибирске в семье хирурга и учительницы литературы .Закончил музыкальную школу, параллельно учась в технической школе. Во время военной службы играл на аккордеоне, кларнете и балалайке в Ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа.

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

В начале 50-х годов Зацепин переезжает в Казахстан и поступает в Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции, параллельно руководя художественной самодеятельностью. Его преподавателем стал Евгений Григорьевич Брусиловский (1905-81) —  казахский композитор, народный артист Казахстана.

Автор первых казахских опер, оркестровых произведений, вместе с Муканом Толебаевым и Латифом Хамиди автор гимна Казахстана 1944 года , 7 симфоний и др. Профессор Алма-Атинской консерватории , лауреат Государственной премии СССР ). После окончания консерватории А.С. Зацепин в 1956 работает концертмейстером в Алма-Атинской филармонии и начинает писать музыку к документальным фильмам…

В 1957 году Александр Сергеевич написал музыку к своему первому художественныму фильму, им стала музыкальная комедия «НАШ МИЛЫЙ ДОКТОР», Алма-Атинской киностудии, а песня «Надо Мной Небо Синее» стала сразу же популярной. Но звездный час настал немного позже, когда Зацепина пригласил работать режиссер Леонид Гайдай . У Гайдая на тот момент возникли разногласия с композитором Никитой Богословским во время совместной работы над картиной «Самогонщики», он решил искать другого композитора и по рекомендации «Мосфильма» пригласил для работы над фильмом «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА» Александра Сергеевича

.После выхода картины в 1966 г. стало ясно, что тандем Гайдай — Зацепин — это 100 процентная гарантия успеха фильма, все последующие картины стали классикой отечественной комедии. Надо отметить, что Зацепин всегда был в авангарде творческих экспериментов, аранжировка его музыки всегда отличались новаторством и оригинальностью .

Ну, а когда в следующем совместном фильме «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА» ,вышедшем в 1966 году, герои фильма запели песни на стихи Леонида Дербенева ( «Если б я был султан» — в исполнении Юрия Никулина и «Песенка о медведях» — ее записала певица Аида Ведищева ),

вся страна стала напевать эти песни, они стали поистине народными. Затем был фильм «Белый рояль», где молодой Муслим Магомаев пел «Лунную серенаду», потом последовала бессмертная «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА», вот как о записи песен для этого фильма рассказывает певица Аида Ведищева : — » Как раз в это время на экраны вышел фильм «Бриллиантовая рука» и танго «Помоги Мне!» звучало из каждого магнитофона. Вспоминаю, как делалась эта запись: я только что вернулась с гастролей по Дальнему Востоку — разница во времени десять часов. Не могу прийти в себя. Когда надо было петь — я сплю, когда надо спать — пою…

И вдруг почти в полночь — звонок от композитора Александра Зацепина:- «Аида, срочно приезжай на студию, все уже свои песни записали, осталась ты одна!» Я приезжаю и вижу такую картину: на полу лежит большой красный ковер, на нем с бутылкой водки расположились трое и выпивают в ожидании меня: Юрий Никулин (он только что закончил запись песенки «А Нам Все Равно!» и ему было уже все равно!), Андрей Миронов — после своего «Острова Невезения» и режиссер Леонид Гайдай, который нас всех «пас».

Увидели меня: «О, Аида, давай, присоединяйся к нам!» Я говорю: «Вы меня зачем сюда среди ночи вызвали — пить или петь? Вы уж тут сами заканчивайте, а я пойду поработаю.» Вот так 30 с лишним лет назад родилось это легендарное танго «Помоги мне!»

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

В 1969 году был снят фильм «КРАСНАЯ ПАЛАТКА», интересный тем, что это был совместный советско-итальянский проект, музыку для которого с нашей стороны написал Зацепин, а в итальянском варианте была музыка признанного мирового классика киномузыки Эннио Морриконе. 1971 год — фильм «12 стульев» . В 1973 году — «ЗЕМЛЯ САННИКОВА», песни из этого фильма «Есть Только Миг» и «Все Было» стали классикой, так же, как впрочем, и большинство песен мэтра. В том же году совместно с Гайдаем выпущен фильм «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ», этот фильм я вообще оставлю без комментариев — они излишни, напомню только, что песни «Разговор Со Счастьем» и «С Любовью Встретимся» из этого фильма.

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

В середине 70-х годов состоялось знакомство с Аллой Пугачевой, а произошло это так: «Один музыкант, с которым я работал, — вспоминает Александр Сергеевич, — сказал мне, чтобы я сходил и послушал некую Пугачеву — это, по-моему, был концерт какой-то самодеятельности. Я действительно пошел. Она пела там «Посидим-поокаем» и очень мне понравилась. После концерта я с ней познакомился и чуть ли не сразу же предложил записать какую-то песню для фильма». На тот момент у Зацепина уже была своя домашняя студия.

Вот как об этом периоде рассказывает Виталий Ефимович Клеймонт — человек, который в то время работал вместе с Зацепиным : — «В конце 1973 года по протекции Георгия Гараняна меня в качестве аранжировщика пригласил работать большой энтузиаст профессиональной звукозаписи композитор Александр Зацепин.

В его домашней студии на изготовленном отечественными умельцами оборудовании я со своей ритм-секцией (бас-гитара, ударные, гитара и клавишные) трудился круглые сутки. Для записи восьми(!) треков использовался лентопротяжный механизм видеомагнитофона — кстати, впоследствии именно ширина пленки стала проблемой при попытках ремастеринга. Александр Сергеевич был не только популярным композитором, но и увлеченным радиолюбителем.

Так, всю профилактику своей непростой по тем временам техники он осуществлял практически собственноручно. И именно в его студии я аранжировал и записал все песни Зацепина-Дербенева, сочиненные к различным кинофильмам и исполненные Аллой Борисовной Пугачевой». Алла приходила к нему домой, и они работали. Записывали песни к фильмам — «До Свиданья, Лето»,»Любовь Одна Виновата», «Бубен Шамана» и другие к фильму «Центровой Из Поднебесья» (1975 г.), «Куда Уходит Детство?» для детского фильма » Фантазии Веснухина».Песня «Волшебник-Недоучка» записана для фильма «Отважный Ширак».

Во время совместной работы пришла идея снять музыкальный фильм, Пугачева уже давно к этому готовилась, даже грезила кино. Леонид Дербенев познакомил Аллу со сценаристом Анатолием Степановым. Он и написал сценарий. Получилась очень неплохая психологическая мелодрама. Но Алле было нужно совсем другое — музыкальный фильм о себе. Поэтому текст три раза переписывался.

Композитором фильма стал Александр Зацепин. Он написал несколько песен, в том числе и ставшую невероятно популярной «Кто, Не Знаю, Распускает Слухи Зря…». «Я тогда попросил Дербенева изменить там слова, — вспоминает Александр Сергеевич. — Мне казалось, что этот припев — «так же как все, как все, как все» — звучит неудачно. Но Алла сказала, что нет, у нее это хорошо получается».

Скоро Зацепин услышал о том, что в картину собираются включить песни никому не известного Бориса Горбоноса. Он стал выяснять подробности, и ему сообщили, что это некий молодой парень, живущий в Люберцах. И самое ужасное, что он парализован. Но как может — пишет музыку. Грех не помочь такому человеку.

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

Вот как об этом инциденте вспоминает Александр Сергеевич : «Однажды Алла пришла ко мне в студию с просьбой помочь записать пять песен, которые она сама сочинила. Сказала, что хочет отнести их на радио. Якобы для нее эти песни написал некий молодой человек по фамилии Горбонос, который волею судьбы пожизненно прикован к инвалидной коляске. Ведь под своей фамилией Пугачева никому не могла предложить песни, их не возьмут — она не член Союза композиторов. И вообще не композитор.

Я записал ей песни в своей домашней студии. А сам я в тот период работал над музыкой к фильму «Женщина, которая поет». И в один прекрасный день, приехав на студию, узнаю от ассистента режиссера, что Алла в фильме будет исполнять несколько песен «какого-то» Горбоноса. «Так что твоя музыка, может, вообще не понадобится», — сказали мне.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector