Культовая актриса — Ольга Остроумова

Однако в самый разгар репетиций Левитин попал в реанимацию с инфарктом, и спектакль так и не состоялся.

Культовая актриса - Ольга Остроумова

Вскоре Ольга Михайловна получила предложение перейти в Театр им. Моссовета, где сразу же получила роль Анфисы в спектакле «Вдовий пароход» в постановке Генриетты Яновской.

Однако ввод в спектакль актрисы «со стороны» вызвал скрытую ненависть у некоторых членов труппы, и Остроумова получила две в прямом смысле грязных анонимки – они были измазаны дерьмом и усыпаны матерными словами. Ольга Михайловна нашла в себе силы сдержаться, и страсти улеглись сами собой: «Потом пришла вторая анонимка, измазанная дерьмом, где уже моих детей называли чуть ли не ублюдками.

И я подумала: «Сколько же в этом человека зла! Господи, прости его. Дай стать ему добрей». И опять никакого внимания не обратила. И этим спасла себя. Если бы гневалась, свою душу изжевала бы.

Не надо держать зло в душе. Этим ты себя, свою жизнь поганишь». В работе над ролью в спектакле Ольга Михайловна во многом использовала опыт, полученный на съемках фильма «Василий и Василиса» (реж. И. Поплавская, 1981).

Культовая актриса - Ольга Остроумова

После громкого успеха в «Судьбе» роли в нескольких следующих фильмах («Хомут для Маркиза» (реж. И. Фрэз, 1977), «Похищение «Савойи»» (реж. В. Дорман, 1979)) прошли незаметно. Не принесла актрисе удовлетворения и роль представительницы «золотой молодежи» — профессорской дочки Марины в сатирической комедии Э. Рязанова «Гараж» (1979).

В то время Рязанов казался Остроумовой настоящим «титаном», и она его откровенно побаивалась, поэтому на съемках хотела куда-нибудь спрятаться – чтобы не так бросалась в глаза ее вопиющая бездарность на фоне таких мастеров, как Л. Ахеджакова, И. Саввина, В. Невинный, В. Гафт, С. Немоляева, А. Мягков – по крайней мере, так думала сама Ольга Михайловна: «Не люблю этот фильм. Прежде всего, по моему мнению, я не профессорская дочка. Постановщики во мне обманулись.

А вообще была рада, что участвовала в фильме. Ведь в нем снимались сонм кинозвезд. А мы с Игорем Костолевским старались спрятаться за бегемота, лишь бы не попасть на первый план».

После «Гаража» Ольга Остроумова не снималась в течение двух лет. Как объясняет сама актриса, про нее просто забыли. Забвение закончилось, когда на обложке «Советского экрана» за 1980 год появилась ее фотография – буквально через несколько дней Остроумовой позвонила режиссер Ирина Поплавская и пригласила на роль Василисы в фильм «Василий и Василиса».

Эта забытая сейчас роль стала самой удачной и самой любимой работой Ольги Михайловны: «Я очень люблю свою героиню в фильме «Василий и Василиса». Это совсем иной пласт, старуха, не простившая мужа за то, что он когда-то замахнулся на нее топором, и она потеряла ребенка. В конце жизни она приходит к нему просить прощения.

Культовая актриса - Ольга Остроумова

Ольга Остроумова и Валентин Гафт

Сложный характер, жесткий. Он мне дорого, и не потому, что я сыграла без ошибок – этого вообще не бывает. Но мне было невероятно интересно работать, играть в свои тридцать лет и совсем молодую девочку, и семидесятилетнюю старуху.

И, конечно, сам рассказ могучий, распутинский – к этому писателю можно по-разному относиться, но он создал такой сильный характер. И такие библейские там мотивы – простить, не простить… Когда разум говорит: надо простить, а сердце не может… И в конце жизни понять, что простить – это больше…Это так по-человечески, мы даже в мелочах с этим сталкиваемся…»

Из других работ Ольги Остроумовой, сыгранных в это десятилетие, можно отметить следующие: «Не было печали» (реж. Ю. Даниялов, 1982), «Безумный день инженера Баркасова» (реж. Н. Лырчиков, 1983), «Столкновение» (реж. И. Фридберг, 1985), «Время ее сыновей» (1986), «Башня» (реж. В. Трегубович, 1987), «Чаша терпения» (реж. Е. Матвеев, 1989).

В 90-х Ольга Михайловна снялась всего в семи фильмах, из которых зрителям, привыкшим видеть Остроумову положительной героиней, особенно запомнилась роль директора школы в провинциальном триллере Н. Лебедева «Змеиный источник» (1997). Тем не менее, это была уже третья отрицательная роль Остроумовой в кино – подобные роли были у актрисы в фильмах «Башня» и «Время ее сыновей»).

Культовая актриса - Ольга Остроумова

И что удивительно – ее героиня не была убийцей, и даже оказалась в стороне от детективной интриги, но, деспотичная и властная, как бы явилась вдохновительницей страшных преступлений, «злым гением» провинциального городка, в котором царит культ ее личности.

Фильм Николая Лебедева – не только о провинциализме, не территориальном понятии, но социальном и нравственном, но и о природе диктатуры, о природе власти безграничной и абсолютной, основанной на инстинктах и включающей в себя провинциализм как главнейшую из констант.

Наконец, этот фильм — о проблеме сильной личности как духовного и энергетического центра власти; о том заряженном поле, которое сильная личность генерирует вокруг себя и в котором взрастает порою ничтожное и темное, тем более низменное, чем ярче и мощнее была сама личность.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB