В мюзик-холле
Успех в Харькове позволил Шульженко рассчитывать и на признание в столицах. В 1928 году она переехала в Ленинград и дебютировала на сцене Мариинского театра. Первое же выступление завершилось многократным выходом на бис, хотя концерт был сборный. Вместо двух запланированных песен Шульженко исполнила сразу шесть, и слушатели не хотели её отпускать.
Через несколько недель сольных выступлений по кинотеатрам, Шульженко пригласили в Ленинградский мюзик-холл. Она в частности играла в популярных в те годы музыкальных представлениях «100 минут репортера» и «Аттракционы в действии». А также сыграла одну из главных ролей в спектакле «Условно убитый», где пела в паре с Леонидом Утёсовым. При этом музыку к спектаклю написал сам Дмитрий Шостакович, а дирижером был Исаак Дунаевский.
В 30-е годы популярность Шульженко постоянно росла. Она много гастролировала, записывала фонограммы для кино, были выпущены первые граммофонные записи певицы. Песни Шульженко «Челита», «Девушка, прощай» и «Записка», изданные на пластинках, стали всесоюзными хитами.
Синий платочек
В 1940 году Шульженко вместе с мужем и «продюсером» Владимиром Коралли создала джазовый оркестр, который в годы Великой Отечественной войны превратился во фронтовой джаз-ансамбль. Вместе с ним она дала сотни концертов на передовой и стала одним из символов русской военной песни.
«Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, в цехах заводов, в сараях и палатках, на льду, припорошенном снегом, на Дороге жизни. Концерты часто прерывались вражескими атаками. Наш автобус был изрешечен пулями и осколками. К месту, где предстояло выступать, мы порой пробирались под обстрелом, перебежками. Двое музыкантов наших умерли от голода. Дело было в блокадном Ленинграде – что уж тут подробно рассказывать. Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил», – писала Шульженко впоследствии.
Пожалуй, самая известная фронтовая песня Шульженко – знаменитый «Синий платочек». Она входила в репертуар многих эстрадных певцов, но именно исполнение Клавдии Шульженко стало любимым у советских солдат.
Тот вариант текста, который пела она, стал самым популярным и со временем каноническим. Его написал, изменив оригинальный текст поэта Якова Галицкого, молодой лейтенант Михаил Максимов прямо на фронте и передал Шульженко после одного из её выступлений. Так что эта песня буквально родилась в окопах.
Образ Клавдии Шульженко с синим платочком в руках (именно так она пела эту песню) солдаты полюбили не меньше, чем её голос. Она была воплощением того любящего взгляда и тех девичьих плеч, что ждали их дома, вдали от ужаса и смерти страшной войны.
Любовь по патефону
Клавдия Шульженко не только пела о любви, но и немало знала о ней из личного опыта. На заре карьеры певица вышла замуж за артиста и конферансье Владимира Коралли. Она прожила с ним больше 25 лет и родила сына. Но этот более чем серьезный роман оказался лишь прологом к другой удивительной истории любви.
В 1956 году, когда Клавдии Шульженко было уже 50, она, не побоявшись сплетен и слухов, стала женой оператора документальных фильмов Георгия Епифанова, который был моложе её на 13 лет. Он же влюбился в певицу задолго до этого дня, услышав её голос на пластинке в конце 30-х, когда был студентом ВГИКа.
Георгий прошёл войну буквально с пластинками любимой певицы за пазухой. После победы он смог раздобыть адрес Клавдии, которая к тому моменту была уже суперзвездой. Однако зайти в гости не решался.
Около 10 лет Георгий регулярно отправлял Шульженко поздравительные открытки, скромно подписываясь – Г.Е. А летом 1956 года коллега Епифанова, которая работала режиссером и была знакома с певицей, предложила ему познакомиться со своей любовью.
Первое же чаепитие наедине завершилось тем, что Шульженко сказала робеющему Епифанову: «Слушайте, вы или уходите, или оставайтесь». Он остался и следующие 8 лет прожил вместе с Клавдией. Потом они поссорились и практически не общались до 1976 года. После чего вновь сошлись. Шульженко неоднократно признавалась Епифанову, что он был её единственной настоящей любовью.
«Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошёл в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, — великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось — всё твоё», – писала певица своему возлюбленному.
источник: april-knows.ru