Клавдия Шульженко: синий платочек

Исполнительница самой популярной версии «Синего платочка», символ советской фронтовой песни. Она мечтала о драматической сцене, но прославилась как народная певица и звезда советской эстрады. И не побоялась стать по-женски счастливой после 50 – в годы по советским меркам для этого не предназначенные.

Мечта о сцене

Клавдия Шульженко: синий платочек

Клавдия Шульженко родилась в Харькове в семье бухгалтера Главного управления железной дороги. Несмотря на прозаическую профессию, отец будущей певицы увлекался искусством и прежде всего музыкой. Шульженко говорила, что именно с отцом связаны первые художественные впечатления её жизни.

«От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению. Бухгалтер управления железной дороги, отец мой серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте, как тогда говорили, в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг», – вспоминала певица.

Клавдия Шульженко: синий платочек

Ещё в детстве Клавдия и сама попробовала себя на сцене. Вместе с соседскими детьми она участвовала в детских спектаклях, которые ставил студент Владимир Мозилевский, живший в её доме. Эти любительские постановки собирали зрителей со всей округи. Маленькая Клавдия играла, к примеру русалку и Пьеро, и почти в каждом спектакле пела – либо по ходу пьесы, либо в дивертисменте.

В детстве же Клавдия загорелась мечтой об искусстве. Однако становиться певицей она не собиралась. Она мечтала стать настоящей драматической актрисой.

Театральный дебют

Клавдия Шульженко: синий платочек

Окончив гимназию, 17-летняя Шульженко пришла в Харьковский драматический театр. На вступительном испытании она исполнила несколько песен – на русском и украинском языках. Во много благодаря своему голосу Клавдия прошла конкурс с первого же раза. Кстати, аккомпанировал ей молодой начинающий композитор Исаак Дунаевский, который в те годы уже работал в Харьковском театре.

Вскоре она уже пела в хоре и сольно, и исполняла маленькие эпизодические роли. Серьезных драматических работ юной актрисе не предлагали. Она, впрочем, не расстраивалась. С увлечением ходила на все репетиции, какой бы незначительной ни была её собственная роль, и впитывала новые знания.

«Николай Николаевич требовал, чтобы все актеры присутствовали на ней (репетиции) вне зависимости от того, заняты они в этом акте или нет, играют они в первом составе или во втором. Синельников называл репетиции школой актерского мастерства. Для меня они стали моими университетами», – вспоминала Клавдия впоследствии.

От актрисы до певицы

Клавдия Шульженко: синий платочек

В то же время Шульженко всерьез задумалась о том, чтобы стать певицей. В свободное время она училась вокалу и нотной грамоте у профессора консерватории Никиты Чемизова. А однажды её голос «благословила» оперная певица Лидия Липковская, к которой Клавдия пробилась в гримёрку и напросилась на импровизированное прослушивание.

К тому, чтобы сосредоточиться на пении подталкивало и окружение. На выступления Шульженко в дивертисменте всегда хорошо реагировали зрители. А после одного из них подошёл поэт Павел Герман, автор очень популярного в те годы «авиамарша». Он хотел, чтобы его новые песни исполнила именно Шульженко.

Вскоре после этого Клавдия познакомилась с композитором Юлием Мейтусом и поэтом Евгением Брейтиганом, которые также предложили ей творческое сотрудничество. Таким образом, у Клавдии уже в середине 20-х годов стал складываться собственный оригинальный репертуар. Всё указывало на то, что ей надо полностью посвятить себя пению.

Кирпичики

Клавдия Шульженко: синий платочек

Популярность к Шульженко пришла еще в Харькове. Она стала известна как исполнительница лирических песен и городского романса. Один из первых хитов – «Песня о кирпичном заводе», которую в народе прозвали «Кирпичиками». Композитор Валентин Кручинин положил в её основу известную вальсовую мелодию, которая уже в те годы считалась народной. А поэт Павел Герман написал нехитрые слова в стилистике городского романса. Результат превзошёл все ожидания.

Рабочие сразу же подхватили «Кирпичики». Шульженко вспоминала, как девушки подбегали к ней после выступления и просили «дать списать слова». Уже через несколько лет песня значилась в песенниках как русская народная, и с ней выходили на сцену десятки эстрадных исполнителей. Появилось множество переделок и пародий. Шульженко же благодаря «Кирпичикам», «Шахте № 3» и другим песням на современную городскую и производственную тематику стала одной из самых популярных певиц Харькова.

Клавдия Шульженко: синий платочек

Однако более утонченными слушателями песни типа «Кирпичиков» воспринимались как образец пошлости. И сама Шульженко впоследствии сдержанно отзывалась о своих первых хитах:

«Павел Герман, широко образованный человек, хорошо знавший русскую и зарубежную поэзию, умевший писать тонкие лирические стихотворения, и Валентин Кручинин, талантливый музыкант, не поднялись здесь выше вкуса своих слушателей, даже, вероятно, я бы сказала, сознательно потакали его неразвитости. Но они, и в этом их заслуга, впервые обратились, пусть не во всем удачно, к современной бытовой теме», – писала певица о «Кирпичиках».

Как бы там ни было, но Шульженко стала одной из первых советских эстрадных певиц. Запев о рабочих, колхозницах и т.д., она органично объединила традиции русской народной песни, городского романса и дух времени – реалии нового социально строя. Получилось убедительно.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB