Как сфинксы стали символом Петербурга

Сфинксов с Университетской набережной в Петербурге сложно назвать чудовищами. Зооморфные существа с телом льва и головой человека обладают прекрасными чертами лица. Взгляд их больших миндалевидных глаз словно устремлен...

Сфинксов с Университетской набережной в Петербурге сложно назвать чудовищами. Зооморфные существа с телом льва и головой человека обладают прекрасными чертами лица. Взгляд их больших миндалевидных глаз словно устремлен в вечность, а на губах застыла легкая полуулыбка. Историки убеждены, что головы сфинксов являются портретными изображениями Аменхотепа III – фараона, чье правление рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации.

Сфинксы были обнаружены в начале XIX века во время раскопок, которые велись на западном берегу Нила. Неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона — двух массивных каменных статуй, изображающих Аменхотепа III – были найдены всевозможные скульптурные фрагменты, около четырех десятков статуй с львиными головами и несколько десятков ступеней. Настоящей сенсацией стало то, что среди этих «обломков» археологи выкопали двух прекрасно сохранившихся сфинксов из розового гранита.

Известный французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон, который, к слову, был почётным членом Петербургской академии наук, писал в 1829 году: «В результате обширных раскопок были открыты многочисленные базы колонн, очень большое количество львиноголовых статуй из черного гранита, а также два восхитительных колоссальных сфинкса с человеческими головами, из розового гранита самой совершенной работы, изображающие царя Аменхотепа III».

Подобная находка могла принести немалую выгоду, в итоге уникальных сфинксов, которых пощадило время, было решено выставить на продажу. Чтобы ускорить этот процесс, одно изваяние доставили в Александрию, где его и увидел Андрей Муравьев, камергер российского императорского двора. Русский паломник, пораженный величественностью скульптуры, поспешил написать письмо российскому послу с предложением купить «сувенир» из асуанского гранита за 100 000 франков. Его письмо дошло до императора Николая I, который в свою очередь передал послание в Академию Художеств, предоставив экспертам право определять необходимость такой дорогой покупки. Те дали добро.

Как отмечает историк Виктор Солкин, волокита с бумагами и долгая переписка стали причиной того, что Россию с покупкой смогла опередить Франция. Если бы не разразившаяся июльская революция 1830-го года, то памятники были бы отправлены из Александрии в Марсель. Но разгоревшийся политический пожар в Европе сыграл российским властям на руку: они повторно смогли выкупить сфинксов за 64 тысячи рублей.

Интересный факт: во время транспортировки гранитных чудовищ произошел опасный инцидент . Когда одного из сфинксов грузили на палубу, то оборвался трос, поддерживающий его голову. В итоге была повреждена мачта корабля, а веревка содрала кусок гранита с «чепчика» фараона.

Историки отмечают, что на судно был также доставлен кусок красного гранита. Он был приобретен, чтобы «залатать» некоторые повреждения на коронах «па-схемти», которые были символом того, что Аменхотеп III был правителем двух царств — Верхнего и Нижнего Египта.

В 1832 году корабль со сфинксами прибыл в город на Неве.

Около двух лет «египетские сувениры» стояли во дворе Академии художеств – они дожидались того момента, когда будет готова гранитная пристань напротив Академии.

Ее проект был задуман еще в 1831 году. Сперва предполагалось, что набережную украсят фигуры всадников, но затем было решено избежать лишних трат и поставить там ранее приобретенных сфинксов. Любопытно, что Огюст Монферан, архитектор Исаакиевского собора, предложил установить рядом с ними статую бога Озириса, которую он взялся бы изготовить лично. Но проект пристани был уже утвержден, и его идея была отклонена.

В итоге в апреле 1834 года сфинксы были установлены на постаменты из финского гранита, а на их головы водрузили короны «па-схемти».

В 1912 году египтолог Василий Струве перевел иероглифы, которые окаймляют постамент. Он установил, что в них приводится полное имя Аменхотепа III: «Да живёт Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».

С годами петербургских сфинксов окружили городские легенды и мифы. По одной из них, прикосновение к ним может свести впечатлительного человека с ума, согласно другой – их выражение лица меняется в течение дня. Если утром оно безмятежное и спокойное, то вечером — оно становится по-настоящему зловещим.

автор: Таисия Сергеенко

источник: www.nationaljournal.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector