К доске, судари

До революции учебный процесс отличался от современного: 1 сентября не было единым днем начала занятий, ученики изучали другие меры веса и длины, использовали алфавит из 35 букв. Но так же, как и современные дети, гимназисты выходили к доске и решали задачи. Справимся ли мы с ними сегодня? Листаем дореволюционные учебники и пробуем решить упражнения по грамматике, арифметике и логике.

История школы

Образованием детей в начале XIX века в России занимались приходские школы, уездные училища и гимназии. Приходские школы открывали при церквях, учили всего год и преподавали Закон Божий, чтение, письмо, азы арифметики. В уездных училищах программа была шире: тут изучали и географию, и историю, и право, и рисование. В гимназиях получали образование представители высших сословий. Мальчиков (девочки в те годы в гимназии не допускались) готовили к поступлению в университеты. Здесь были и иностранные языки, и философия, и физика, и геометрия, и основы политической грамотности.

К доске, судари

В середине века, после отмены крепостного права, общедоступных школ стало больше: появились народные училища, женские гимназии, а также бесплатные земские школы для крестьянских детей — в них обучали всех без разделения на сословия или вероисповедание. Работу всех заведений курировало Министерство просвещения, оно же утверждало учебники.

В XIX веке гимназии начинали работу в августе, а в сельские школы ученики приходили не раньше октября, когда заканчивались полевые и уборочные работы. Приказ о 1 сентября как едином дне начала занятий вышел только в 1935 году.

Арифметика Магницкого, 1703 год

Первый русский учебник математики — арифметика Леонтия Магницкого — был опубликован в 1703 году. Составитель книги — учитель Леонтий Телятин. Фамилию «Магницкий» ему даровал лично Петр I — за то, что «как магнит привлекал к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя». В 600-страничном учебнике по математике Магницкий знакомил детей с десятичным исчислением, сложением, вычитанием, дробями, основами геометрии и тригонометрии. По «Арифметике» учились в России более 200 лет. Михаил Ломоносов назвал ее «вратами учености». Все задания в книге построены на бытовых и жизненных сюжетах.

К доске, судари

Задача: «Спросил некто учителя: поведай мне, сколько учеников у тебя в училище, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына и уведать о числе учеников твоих. Учитель ответил: если придет еще учеников столько же, сколько имею, и пол столько и четвертая часть и твой сын, тогда будет у меня в учении 100. Спрашивается, сколько было у учителя учеников? Вопросивый же удивился ответу, и начал изобретать.

Ответ: 36 учеников».

Задача: «Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает такой же бочонок кваса.

Ответ: За 10 дней человек выпьет 10 бочонков кваса, а вдвоем с женой за 140 они выпьют 14 бочонков кваса. Значит, за 140 дней жена выпьет 4 бочонка кваса, а тогда один бочонок она выпьет за 35 дней».

Задача: «Некто продавал коня и просил за него 1000 рублей. Купец сказал, что цена велика. Хорошо, ответил продавец, если ты говоришь, что конь дорого стоит, то возьми его себе даром, а заплати только за одни гвозди на его подковах, а гвоздей на его каждой подкове по шесть штук, и будешь ты мне за них платить таким образом: за первый гвоздь — полушку, за второй — две полушки, за третий — четыре полушки, и так далее за все гвозди: за каждый в два раза больше, чем предыдущий». Купец согласился, проторговался ли купец?

Ответ: Купец проторговался».

Задача:«Хозяин нанял работника с таким условием: за каждый рабочий день будет ему платить по 20 копеек, а за каждый нерабочий день — вычитать 30 копеек, по прошествии 60 дней работник ничего не заработал. Сколько было рабочих дней?

Ответ: 36 дней».

Задачник к арифметике целых чисел, Николай Бугаев, 1876 год

Автор задачника — Николай Бугаев, математик, философ, председатель Московского математического общества. Он был одним из самых видных ученых XIX века, основоположником московской философско-математической школы. Бугаев оставил множество трудов, среди которых — школьные учебники.

К доске, судари

Один из них — «Задачник к арифметике целых чисел» — дополнял «Руководство к арифметике целых чисел». Эти детские задачи «имеют целью или развить навык, привычку к вычислениям, или разъяснить смысл и значение арифметических действий», писал автор сборника. Все примеры основаны на разнообразных сюжетах и темах: школьникам нужно было не только помочь купцу рассчитать прибыль от продажи, но и узнать человеческие потери во время войн, размеры государств, количество населения в разных странах и многое другое.

Задача: «Во время последней войны Германии с Францией немецкие войска понесли следующие потери: пехота — 116 487 человек, кавалерия — 4621, артиллерия — 6019, пионеры — 581 и обоз — 112 человек. Как велика вся потеря германской армии?

Ответ: 127 820 человек».

Задача: «Телеграф изобретен 38 лет ранее начала железнодорожных сообщений и 17 лет ранее первого парохода. Первый воздушный шар поднялся в 1782 году, за 26 лет до появления первого парохода. Компас изобретен на 591 год раньше телеграфа. Когда изобретен компас?

Ответ: 1200 году».

Задача: «Виноторговец, заплатив за 415 бутылок вина по 77 копеек за бутылку, желает его разбавить водою. Сколько бутылок воды он должен прилить, чтобы иметь возможность без убытку продавать бутылку по 55 копеек?

Ответ: 166 бутылок».

Задача: «Человек вдыхает за сутки 480 кубических футов воздуха. Сколько кубических саженей он вдыхает в простой год?

Ответ: 510 кубических саженей 270 кубических футов. Примечание: 1 кубический сажень равен 343 кубическим футам».

Задача: «Когда в Москве полдень, в Красноярске 3 часа 41 минута 20 секунд дня; когда в Красноярске полдень, в Нерчинске 1 час 34 минуты 44 секунды. Который час в Нерчинске, когда в Москве 3 часа 27 минут 19 секунд?

Ответ: 8 часов 43 минуты 23 секунды».

Читай продолжение на следующей странице
AesliB