Иван Грозный. Проклятье картины Репина

Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» или «Иван Грозный убивает своего сына» вызывает необъяснимое беспокойство и панический страх у многих зрителей.

Сам художник вспоминал о наваждениях, которые преследовали его: «работал как завороженный. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал. Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось…»

Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного (в 1884 году). Картина выставлена весной 1885 года, вызвала одновременно шок и интерес общественности, поначалу была запрещена к показу. Однако спустя спустя три месяца запрет был снят, полотно снова выставили в Третьяковской галерее на радость публике.

Друзья опасались за психическое здоровье Репина, у которого после завершения картины отнялась рука. Друг художника — Всеволод Гаршин, который позировал для картины в роли убитого Ивана, сошел с ума. Гаршина начал преследовать «стеклянный шар». В момент приступа безумия, он бросился с лестницы.

Во время работы над полотном «Иван Грозный…» Репин писал и другие картины, навлекая злой рок на людей, заказавших ему свой портрет. Говорили, будто художник потревожил злобный призрак царя-душегубца.
Несчастья настигли и друзей художника, позировавших ему для другого шедевра — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Когда картина «Иван Грозный» была выставлена в 1885 году, некоторые впечатлительные зрители теряли сознание.
«Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех» — объяснял художник психологический успех своей работы.

Иван Грозный. Проклятье картины Репина
Всеволод Гаршин, позировавший для картины «Иван Грозный…»

Версия об убийстве Иваном Грозным родного сына была предложена Карамзиным – историком времен Пушкина. Карамзин основывался на трудах князя Курбского, писавшего о «подвигах» царя немало страшилок, где смешались правда и сплетни.

Карамзин красочно описывал муки царя после смерти сына — «…тосковал ужасно; не знал мирного сна: ночью, как бы устрашаемый привидениями, вскакивал, падал с ложа, валялся среди комнаты, стенал, вопил; утихал только от изнурения сил; забывался в минутной дремоте на полу, где клали для него тюфяк в изголовье; ждал и боялся утреннего света, боясь видеть людей и явить им в лице своем муку сыноубийцы…»

По одной из легенд, царевич желал скорой смерти отца, пытался навести на него порчу, даже ставил свечи за упокой в храмах. Царь прознал о делах сына и в припадке гнева ударил его посохом… Другие летописцы, напротив, отмечают дружбу сына с отцом, что они даже «любовницами и любовниками обменивались…». Иван Грозный по «греховодным утехам» не отставал от европейских коллег-монархов.

По свидетельству других документов, сын Ивана Грозного скончался от продолжительной болезни. Современная экспертиза останков царевича установила смертельное количество ртутного яда. Ртутные вещества в те времена использовались для косметических и лекарственных средств.

Ивану Грозному накануне смерти являлся призрак сына — «…лежа на одре в беспамятстве, Иоанн громко звал к себе убитого сына, видел его в воображении, говорил с ним ласково…» — пишет историк Карамзин.

Иван Грозный. Проклятье картины Репина

Один из рисунков к картине. По верованиям древних египтян душа умершего может возвращаться в наш мир через изображения. Говорили, что реалистичные работы художника для картины привлекли тень Ивана Грозного.

Картина «Иванг Грозный…» имела успех, но были попытки запретить полотно к показу. Шел 1885 год – прошло четыре года с момента трагической гибели императора Александра II от рук террористов в 1881 году. Власти опасались провокаций, этим и воспользовались недоброжелатели Репина, занимавшие должностные места в «цензурных комитетах».

Говорили, будто картину пытались запретить не по политическим, а суеверным соображениям. Вдруг тень Рюриковича новое зло над Романовыми сотворит.

Александр II был убит в 1881 году, в этот год Репин начал работу над зловещим полотном. Репин приступил к работе над картиной в феврале 1881 года, а в марте 1881 погиб Александр II.

Сам Репин вспоминал:

«Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — не сдобровать!…»

Будто тень Ивана Грозного преследовала его:

«Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова — „Месть“. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване».

«…Естественно было искать выхода наболевшему в истории»

Иван Грозный. Проклятье картины Репина

Изрезанная картина

В начале 20 века картина «Иван Грозный» подверглась акту вандализма. В 1913 году один из присутствующих исполосовал лицо нарисованного царя. Безумцем оказался сын крупного фабриканта Балашова, который ранее не был замечен в подобных приступах.
Узнав об испорченной картине хранитель Третьяковской галереи в припадке истерии бросился под поезд. Гнев призрака Ивана Грозного настиг музейного хранителя и помутил его рассудок.

Жертвами проклятье Ивана Грозного стали заказчики портретов, которые Репин написал в роковой 1881 год.

Иван Грозный. Проклятье картины Репина
Композитор Модест Мусоргский – умер во время работы Репина над портретом, 1881 год

Иван Грозный. Проклятье картины Репина
Хирург Николай Пирогов – умер через месяц после завершения Репиным его портрета, 1881 год

Читай продолжение на следующей странице
AesliB