Искусство смерти: женщины-самураи

Если в японской семье воспитывали девочку-воина, ее детство заканчивалось в 12 лет. Именно в этом возрасте ей вручали кинжал «кайкэн» в аккуратном парчовом мешочке. Хрупкие девушки могли нанести смертельный удар за доли секунды. В арсенале у женщин-самураев были цепи, веревки, копье и лук. Они сражались вместе с мужьями, зачастую превосходя их в боевом мастерстве.

Искусство смерти: женщины-самураи

Женщина-самурай, или «онна-бугэйся» в средневековой Японии была персонажем почти мифологическим, по мнению многих современников — несуществующим. Дело в том, что лишь немногие девушки в самурайских семьях брали в руки оружие. Представительнице прекрасного пола полагалось быть очаровательно-беспомощной, женственной и грациозной. Этого требовала японская культура. Владение копьем и кинжалом не вписывалось в традиционную концепцию. Девочка подчинялась отцу, женщина — мужу, а если он погибал, то главой семейства становился старший сын. В японской семье жена вставала рано утром и занималась хозяйством до поздней ночи. Она следила за домом, когда самурай отправлялся в очередной поход. Если девочке разрешали обучаться боевым искусствам, это было скорее исключением, чем правилом.

Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что в самурайской среде был широко распространен гомосексуализм — «сюдо» («путь юноши»). Японская мораль не запрещала отношения между двумя мужчинами. Такого рода связь противопоставлялась «смягчающей» женской любви. В художественной литературе «сюдо» изображалось как необходимый этап взросления юноши. Бытовало мнение, что такие отношения обогащают молодого человека знаниями.

Если в самурайской семье все же решались воспитать девушку-воина, то делали это без поправок на слабый пол. Ее держали в строгости, как и братьев. Чтобы воспитать бесстрашие, ночью девочку могли отправить в лес или на кладбище.

Искусство смерти: женщины-самураи

Культура самураев предусматривала не только совершенствование физических способностей, но и разностороннее образование. Юных воинов знакомили с поэзией, учили рисованию, игре на музыкальных инструментах и искусству каллиграфии. Особое место отводилось фольклору; детям рассказывали об удивительных подвигах самураев. Популярной была история о девочке Токое, вернувшей честь своему отцу. Главными персонажами театральных постановок становились знаменитые военачальники. Центральными в этих постановках были идеи абсолютной верности и мести. «Онна-бугэйся» изучали кодекс чести самурая — «Путь лука и скакуна» (позже Бусидо). Воинов готовили к смерти. «Не добиться своей цели и продолжать жить — это трусость», — наставляли детей.

Чтобы воспитать в девушках выносливость, их заставляли выполнять тяжелую физическую работу с раннего утра до позднего вечера, держали на диете. Считалось, что самурай должен довольствоваться малым количеством пищи. Девочек учили обращаться с оружием, в первую очередь, с кинжалом кайкэн. Им было удобно наносить удары в ближнем бою. Его прятали в рукаве или за поясом, иногда помещали в небольшой мешочек. Длина лезвия составляла около 6 сантиметров. Кайкэн также использовался как орудие самоубийства.

Искусство смерти: женщины-самураи

Девушки владели и нагината — изогнутым клинком с длинной рукоятью. Это оружие обычно хранилось при входе в дом. Длина рукояти нагината составляла от 1,2 до 2 метров; клинка — около 30 сантиметров. Со временем большую популярность приобрел облегченный вариант этого оружия. Нагината была особенно эффективной в сражении с конницей, она давала преимущество в дистанции.

Искусство смерти: женщины-самураи

Читай продолжение на следующей странице
AesliB