«Разрушать легенды [об Африке] оказалось труднее, чем их создавать» (из «Африканского дневника» Н. Гумилева) — писал Николай Степанович о своей борьбе с распространенными в России стереотипами о вездесущих и многочисленных львах, кровожадных гиенах и необразованных дикарях.
…Завтра мы встретимся и узнаем,
Кому быть властителем этих мест;
Им помогает чёрный камень,
Нам — золотой нательный крест.
«Африканская ночь»
Гумилев с проводниками у палатки
Обложка второго издания сборника Гумилева «Шатер». 1922 год
Из «первых уст» о путешествиях Николая Степановича можно узнать из его «Африканского дневника» и книги «Вверх по Нилу», где он описывает события, произошедшие с ним в последнюю поездку.
Несмотря на официальные задания от РАН, Гумилевым прежде всего руководили внутренние мотивы «в новой обстановке найти новые слова». «Новые слова» были найдены поэтом — так возникла «африканская тема» в творчестве Гумилева, впервые появившаяся в стихотворении «Жираф» из сборника «Романтические цветы» (1907) и сохранившаяся вплоть до последних его художественных произведений.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
«Жираф»
Гумилев на пароходе
Гумилев на муле
источник: diletant.media