Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века

Среди множества рукотворных чудес, рожденных человеческим гением, трудолюбием и упорством, Хрустальный дворец занимает совершенно особое место. Ведь именно с него отношение к международным промышленным выставкам стало совсем другим....

Среди множества рукотворных чудес, рожденных человеческим гением, трудолюбием и упорством, Хрустальный дворец занимает совершенно особое место. Ведь именно с него отношение к международным промышленным выставкам стало совсем другим.

Что может быть проще «гротто»?

А было так, что среди сезонных игр, которые в лондонских школах в XIX веке проходили одна за другой, большой популярностью пользовалась игра «гротто». Дети обыскивали свои дома на предмет старых антикварных вещиц и всякой рухляди, которую они затем выставляли на уличных тротуарах, декоративно оформляя цветами, ракушками и камнями. Они садились возле своих «творений» в ожидании, что какой-нибудь прохожий кинет на это свой взгляд, а может быть и расщедрится даже на монету.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века

Эти миниатюрные выставки (таковыми на самом деле они являлись), не всегда пользовались популярностью у взрослых «посетителей», особенно, если у них выпрашивали деньги, но сами «организаторы», несомненно, находили в них немало удовольствия. Было весело планировать выставку; решать, что выставлять и где; собирать «участников», и проводить все так, чтобы это доставляло удовольствие. Наконец, когда «стенд» был завершен, маленьким изобретателям было интересно получить похвалы.

Такая игра очень походила на выставки в современном значении, ведь выставки – это не только коллекции интересных вещей, собранных вместе в определенном месте в определенное время. Это и действия человека, направленные на достижение результатов. Выставки являются формой человеческого общения как между участниками, так и между публикой и организациями, а результаты их могут быть получены только при помощи каких-то последовательных действий.

А начиналось все с таким трудом…

«С трудом верится, что это все воздвигнуто человеком», — было напечатано в «Таймс» второго мая 1851 года, а королева Виктория на следующий день написала: «По-настоящему поразительная, сказочная сцена».

Действительно, было нечто сказочное в выставке 1851 года. Дело не только в самом здании — магия хрустального купола, казалось, обволакивала все под собой, аура мистики и нереальности витала внутри и за его пределами. Вполне прозаическое место было на время трансформировано в сияющий мир счастья и гармонии.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века

Один из интерьеров Хрустального дворца

Однако начиналось все достаточно тривиально, как первый акт шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь», с двух первых скромных выставок, проходивших в Обществе Искусств в декабре 1845-ого и в январе 1846 года. Сами выставки были вполне обычным явлением, но после них родилась идея заинтересовать их участников организацией чего-то более значительного. На собрании 28 мая 1845 года была предложена идея первой международной выставки. Разрешение на ее проведение дано даже самим принцем Альбертом, который по счастливой случайности прибыл с ежегодным визитом в Общество Искусств. Тут же были выделены средства и предложено место проведения — временное здание в Гайд-парке. Составили предварительные списки участников, а приглашения начали рассылаться во многие города, но результат был обескураживающим. Секретарь Джон Скотт Рассел записал в своем отчете: «Публика безразлична, некоторые приняли предложение участия даже враждебно. Комитет не готов оказать материальную поддержку, публика не испытывает симпатии, нет желаемого взаимодействия со стороны производителей, нет желающих увидеть путь к успеху. Попытка потерпела фиаско». Однако по счастью это было всего лишь его личное мнение, да и то очень скоро он его изменил, и вскоре записал уже нечто иное: «Англичане были недостаточно ознакомлены с целью выставки, их влиянием на характер нации и на ее коммерческую сторону развития. Такие выставки требуют от участников образованности в этой области, и такая возможность должна быть предоставлена». Совершенно очевидно, что у организаторов выставки не было ни малейшего понятия о PR-работе, да это и понятно! К концу 1845 года было принято решение о призовом фонде для промышленных товаров с художественным дизайном. Соревнования должны были привлечь производителей, тем более что уже тогда англичане были нацией спортсменов, и дух состязательности был у них в крови.

Однако заявки на первые призовые выставки были незначительны, что сделало их проведение невозможным. Вопрос о конкурсах на некоторое время пришлось отложить.

Но первые шаги принесли и определенные положительные результаты. Они привлекли Генри Койла, который был типичным представителем своего времени. К тому моменту он уже занял лидирующую позицию в почтовой реформе, напечатал первую в мире Рождественскую открытку и уже в течение нескольких лет выпускал серию иллюстрированных книг для детей. Природа также одарила его художественным и музыкальным талантом. Он стал автором дизайна великолепного чайного сервиза и выпустил его под своим писательским псевдонимом «Фелликс Саммерли». Сервиз этот был удостоен серебряной медали, и позже в 1846 году Рассел уговорил его вступить в Общество Искусств. После такого успеха на выставке сервиз Койла оказался в Букингемском дворце и был запущен в производство уже в нескольких вариантах. В 1846 — 1847 гг. были предприняты и другие попытки привлечения производителей путем улучшения качества, и увеличения стоимости и ценности призов. Однако и это не помогало привлечь необходимое количество участников. Койл и Рассел проводили целые дни, посещая производителей и убеждая их принять участие в выставке.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века

Один из интерьеров Хрустального дворца

В конце концов 200 экспонатов, некоторые из которых не представляли никакого интереса для проведения первой выставки, были собраны. Во вступительной статье каталога выставки промышленного искусства суммировались все цели ее проведения. Кроме технической ценности для дизайнеров и производителей указывается следующее: «От производителей поступают жалобы по всему миру, что публика не может различить вульгарное, гадкое, серое от прекрасного и идеального. Мы настаиваем, что артистичность не поощряется только потому, что хорошие производители недостаточно известны… Мы верим, что выставка, распахивая свои двери для всех, направит и качественно улучшит вкус аудитории».

Первые шаги и первые успехи!

Несмотря на незначительный размер, выставка имела ошеломляющий успех и приняла 20000 посетителей. Несколько позже, с 9 марта по 1 апреля, была проведена вторая ежегодная выставка. Успех 1847 года переломил мнение производителей, и в 1848 году предложения об участии посыпались отовсюду. Было выставлено уже 700 экспонатов, большая часть которых представляла новый дизайн промышленных товаров. Посещаемость выросла до 73000 человек.

Третья выставка в 1849 годы была еще больше, каждый уголок здания был занят, что сделало необходимым сократить выставку на несколько секций. Наконец-то стало возможным сообщить окончательную дату следующей национальной выставки, пять лет спустя после первой ежегодной. Эта дата была впервые объявлена в выставочном каталоге этого года. Энтузиазм публики дал необходимое число подписей на петиции парламенту о формальной поддержке проекта и бюджета на строительство.

С представлением петиции был закончен первый этап в истории становления первой международной выставки. Общество Искусств добилось успеха в привлечении участников и публики, получило поддержку и одобрение правительства и даже объявило дату. Все вышеперечисленное было сделано рядовыми членами общества без какой-либо поддержки ее президента. Намечалось провести национальную выставку по образцу подобной же выставки во Франции. Но победой 1851 года стало то, что в реальности была проведена уже не национальная, а именно первая международная выставка. Идея таковой не была новой. Уже когда многие с гордостью заявляли, что еще раньше (1833 — 1836 гг. во Франции) проходили международные выставки. Но дальнейшее расследование показало, что никто из приглашенных заморских участников на них не явился. Тем не менее, в 1849 году международная выставка оставалась всего лишь мечтой, а для принца Альберта и Общества он стала задачей, которую требовалось претворить в жизнь.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века

Один из интерьеров Хрустального дворца

Решения Букингемского дворца – в жизнь!

В 1851 году в Букингемском дворце была проведена историческая конференция, на которой и родилась «Великая Промышленная Выставка всех наций, 1851». На этом собрании были рассмотрены и приняты главные решения:

  1. О разделе экспонатов на четыре раздела: рабочие материалы, машинные, промышленные продукты и скульптура.
  2. О необходимости временного здания, чтобы вместить все эти вещи, но вопрос остался открытым в связи с дальнейшим поиском подходящей территории.
  3. О масштабе выставки.
  4. О призах.
  5. О финансировании.

Было ясно, что особой помощи от правительства ждать нечего, и что фонды должны быть немедленно увеличены на добровольной основе. Поразительно, что все эти важные решения были приняты всего за один день!

Затем наступил период небывалых усилий. Производители были призваны из 65 городов Англии, Шотландии, Ирландии и Германии. Помочь выставке взялись Индийская компания, а позже и сам Наполеон III. Была выделена даже королевская премия, что еще больше поднимало статус выставки.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века

Один из интерьеров Хрустального дворца

Казалось, что все трудности уже были позади. Результатом упорного пятилетнего труда стала не только возможность проведения международной выставки, но и одобрение правительством схемы ее проведения, поддержка производителей, финансовая уверенность.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector