У Александра Демьяненко — Шурика — была трудная задача: он играл интеллигента в самом «неинтеллигентном» жанре — народной комедии. Зато на экране Шурику доставались только красавицы — настоящие секс-символы советской эпохи…
Люся Королева (Лилиана Алешникова), «Взрослые дети», 1961
Семья — ячейка социалистического общества, а семейная комедия — любимый советский жанр. За 16 лет до нетленки «По семейным обстоятельствам» Александр Демьяненко сыграл другого несчастного зятя, который отчаянно пытается обаять суровую тещу (и тестя заодно).
Лилиана Алешникова и Александр Демьяненко в фильме «Взрослые дети»
В напарницы совсем молодому актеру (ему на момент съемок было всего 23 года) назначили красавицу Лилиану Алешникову.
Галя Березка (Татьяна Конюхова), «Карьера Димы Горина», 1961
Еще один любимый сюжет советских сценаристов: чистюля-интеллигент попадает в компанию простых ребят и обнаруживает в себе «рабочую косточку». У Шурика Демьяненко — роль финансового служащего, который только и умеет, что считать деньги и протирать запотевшие стекла очков. По ошибке он попадает на сибирскую стройку, влюбляется в бригадира монтажниц Галю Березку и решает остаться…
Александр Демьяненко и Татьяна Конюхова в фильме «Карьера Димы Горина»
Татьяна Конюхова была не только старше своего партнера на шесть лет, на момент съемок она была уже опытной актрисой («Карьера…» — ее восемнадцатый фильм!). Сценарий ей не понравился, да и вообще она считала, что в свои «почти тридцать» уже наигралась в таких вот ударниц труда. Но ее кандидатуру поддержал сам Сергей Герасимов — а богам, как известно, не отказывают.
Кстати, в сцене, где герой Демьяненко защищает честь Гали, актер действительно выдал отличный хук в адрес Владимира Высоцкого. Оказывается, Александр Сергеевич почти профессионально занимался боксом. Вот тебе и интеллигент!
Лида (Наталья Селезнева), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1963
Наталья Селезнева и Александр Демьяненко в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
«Звездный» персонаж Александра Демьяненко присутствует во всех трех новеллах, но только во второй из них, в «Наваждении», Леонид Гайдай подарил Шурику романтический интерес. «Хорошая девушка Лида», умница и красавица, была подсмотрена режиссером в польском журнале «Шпильки».
На эту роль пробовалось три сотни девушек, но Леонид Иович взял 18-летнюю Наташу Селезневу. Во многом — за особую смелость. «Вам придется раздеваться. Кстати, как у вас с фигурой? Кажется, не очень…» — «Это у меня-то фигура не очень?!» — и комсомолка Наталья Селезнева немедленно скинула сарафан.
Такого ошеломительного напора не ожидали даже цензоры — может, поэтому «сцену с красным бикини», вполне себе эротическую, позволили оставить в фильме.