Хеди Ламарр: экстаз и радиоуправляемые торпеды

Изобретательница

Сложно сразу поверить, но одна из самых ярких звёзд Голливуда успела внести свой вклад и в науку. Это при том, что у Хеди не было специального технического образования и профессионально наукой она никогда не занималась. Впрочем, в школе актриса проявляла незаурядные способности к математике, но по этому пути не пошла.

Хеди Ламарр: экстаз и радиоуправляемые торпеды

Однако актёрская память и технический склад ума пригодились Хеди во время Второй мировой войны. Постоянное присутствие на переговорах и технических совещаниях своего первого мужа, сделали Хеди сведущей в том, что касается оружия. Знания, почерпнутые из этого общения, помогли ей сформулировать идею новой системы связи для управления торпедами.

Совместно со своим другом Джорджем Антейлом – композитором, изобретателем и журналистом – в 1940 году актриса придумала технологию псевдослучайной подмены радиочастот, которая позволяла создать эффективную систему радиоуправления торпедами.

Хеди Ламарр: экстаз и радиоуправляемые торпеды

Системы наведения существовавших в то время торпед можно было легко сбить с пути, отправив помехи на частоту, которая использовалась для управления ими. Хеди предложила разбить сигнал на несколько частей и передавать его на разных частотах, что сделало бы систему устойчивой к помехам.

Технически эту идею реализовал Антейл. Чтобы согласовать передатчик и приемник сигнала он предложил использовать валик механического пианино. Сигнал разбивался на 88 частей и отправлялся по 88 частотам – по числу клавиш в пианино.

В 1942 году Антейл и Ламарр зарегистрировали патент под названием «Секретная система связи», после чего безвозмездно передали его армии США. Однако реализовать технологию на практике удалось только в середине 50-х, когда для согласования приемника и передатчика стали использовать полупроводниковые материалы.

Хеди Ламарр: экстаз и радиоуправляемые торпеды

Впоследствии метод «прыгающих частот» (frequency-hopping spread spectrum, FHSS) впервые описанный в патенте Ламарр и Антейла, нашёл применение не только для военных, но и мирных нужд. В частности, именно на основе технологии FHSS работают такие современные стандарты беспроводной связи, как GSM, Bluetooth, Wi-Fi и другие.

Изобретение актрисы и композитора, пусть не сразу, но было оценено по достоинству. В 1997 году Фонд электронных рубежей наградил Хеди Ламарр за создание технологии FHSS, а в 2014 году её имя было занесено в Национальный зал славы изобретателей США. Более того – именно к дню рождения Хеди Ламарр (9 ноября) приурочено празднование дня изобретателя в Германии, Австрии и Швейцарии.

«Хеди, которую знаю я, совсем не та, которую знаете вы. Вы знаете ту Хеди, которую выдумали рекламные умельцы из кино. Они решили, что для придания ей большей сексапильности они будут представлять её глуповатой. Но Хеди очень, очень умна», – говорил Антейл. Что ж – в конце концов, с ним согласился и весь остальной мир.

Икона красоты

«Любая девушка может быть обворожительной. Все, что нужно, это стоять смирно и выглядеть глупенькой», – не без иронии сказала однажды Хеди. Она знала толк в обворожительности и по праву считалась одной из красивейших женщин своего времени.

Хеди Ламарр: экстаз и радиоуправляемые торпеды

Но даже спустя полвека притягательность образа актрисы сохраняет свою силу. Она стала олицетворением классической женственности. Неслучайно в конце 90-х компания CorelDraw поместила портрет Хеди на упаковку своего графического редактора. А винодельческая компания Gallo использовала экранный образ актрисы в своей телевизионной рекламе.

Хеди Ламарр: экстаз и радиоуправляемые торпеды

Интересно, что Хеди была одной из первых и немногих брюнеток, добившихся успеха в Голливуде. «Хеди — самая красивая женщина в мире. Сам Господь Бог познакомил меня с этой восхитительной брюнеткой. Я давно подумывал прервать монополию платиновых стереотипных блондинок в кино», – сказал однажды Луис Майер.

Впрочем, не смотря на свой звёздный статус Хеди Ламарр была не слишком счастлива в Голливуде. За ней так и тянулся шлейф скандальной юношеской славы, а предлагавшиеся роли со временем приносили всё меньше удовлетворения от работы.

Хеди Ламарр: экстаз и радиоуправляемые торпеды

«Моя красота — моё проклятие. Мне подсовывали роли глупых кукол. Когда же я заикалась о серьезной роли, режиссеры начинали надо мной хохотать», – говорила актриса.

В 44 года Хеди перестала сниматься в кино. В последний раз она появилась на экране в 1958 году в драме «Самка». В 60-х слава актрисы окончательно отодвинулась в эпоху классического Голливуда, время которого прошло. Однако к тому времени имя Хеди Ламарр уже превратилось в легенду.

источник: april-knows.ru

AesliB