Гувернантки в имперской России

Воспитательница имела в семье и обществе неясное положение. С одной стороны, она была образованной и свободной женщиной и не считалась прислугой. Но и ровней хозяевам гувернантка не была: ведь благородная дама не должна работать. Часто слуги презирали воспитательниц за то, что они получают высокое жалованье и «мнят себя леди». Во время званых обедов, прогулок, приемов гости не могли разговаривать с гувернанткой как с равной. Однако и выказывать пренебрежение было дурным тоном. Гувернантки старались вести себя незаметно, чтобы не ставить присутствующих в неловкое положение.

Гувернантки в имперской России

Василий Тропинин. Д.П. Воейков, его дочь Варвара и гувернантка мисс Сорок. 1842. Государственная Третьяковская галерея

Домашняя учительница не могла носить нарядные платья и драгоценности, чтобы ее не перепутали с хозяйкой. Но ее одежда всегда должна была быть опрятной и добротной. Поэтому приходилось иметь несколько перемен одежды, платье для особых случаев и несколько пар хорошей обуви.

УЧИТЕЛЬНИЦА, ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА, КОМПАНЬОНКА

Во времена Петра I гувернеры и гувернантки не всегда имели хорошие знания по разным предметам, у многих из них было и сомнительное прошлое. Порядок в домашнее образование на законодательном уровне внесла Елизавета I. Указом от 1755 года она запретила заграничным воспитателям учить детей без предварительной сдачи специального экзамена в Академии наук в Санкт-Петербурге или в Московском университете. Если гувернантка попадалась на преподавании без аттестата, ее и хозяина штрафовали на 250 рублей. Если гувернантка-«нелегал» продолжала работать и об этом становилось известно, хозяина судили, а иностранку высылали на родину.

Гувернантки в имперской России

Ребекка Соломон. Гувернантка. 1851. Частное собрание

Сдав экзамены и пройдя “собеседование” с хозяевами, домашняя учительница переезжала в барский дом. В ее обязанности входило не только всесторонне развивать воспитанников, но и быть с ними ежеминутно. Гувернантка ездила с детьми в путешествия за границу и в загородное имение. Часто воспитательницы сопровождали своих учеников в магазины, читали им вслух, пока те вышивали или рисовали, или просто наблюдали за детьми во время игр.

Гувернантки в имперской России

Джон Эверетт Милле. Сон. 1867. Частное собрание

В ту эпоху естественным и гуманитарным наукам детей обучали мало. Акцент в образовании делали на безукоризненном знании светских манер, иностранных языках и танцах — ведь на балах аристократы знакомились, общались и подыскивали себе подходящую партию. Гувернантка должна была найти танцмейстера и следить, чтобы ребенок усердно занимался.

Гувернантки в имперской России

Ермолай Камеженков. Портрет дочери художника с няней. Не позднее 1818. Тверская областная картинная галерея

Учебный день делился на две смены: утреннюю и дневную с двух-трехчасовым перерывом между ними. Во время отдыха дети и гувернантка обедали и гуляли на воздухе. В выходные — по воскресеньям и в дни церковных праздников — воспитательницы вели с подопечными нравственные беседы или устраивали контрольные по пройденному материалу. Каждую неделю родители получали отчет об академических успехах детей, их неудачах и проступках.

Гувернантки в имперской России

Эдгар Дега. Ребёнок с гувернанткой. Портрет Анри Вальпинсона в младенчестве. 1870. Частное собрание

Гувернантка была при своей подопечной до самого ее замужества или до вступления в зрелый возраст. Но если воспитаннице не повезло выйти замуж, то домашняя учительница могла остаться с ней в качестве компаньонки. Таким образом, в доме часто проживали две стареющие дамы, разные по положению, но нуждающиеся друг в друге.

«…Культура нашла прекрасный компромисс, создав целый институт платных компаньонок, существовавший исключительно для того, чтоб позволить состоятельным, одиноким дамам существовать независимо от родных и не подвергаться при этом общественному осуждению».

Историк Ольга Елисеева

Гувернантки в имперской России

Александр Кабанель. Гувернантка. 1865-1870. Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США

С 1853 года гувернанток стало поддерживать правительство. Им начали выдавать небольшие пенсии, а при Министерстве народного просвещения организовали «капитал для дряхлых и больных». В 1870 году основали Московское общество воспитательниц и учительниц, при котором были рекомендательная контора и пенсионная касса. Здесь же могли найти приют престарелые, больные, а также те, кто искал работу и кому некуда было пойти. Гувернантки были обычным явлением для России вплоть до 1917 года — революция же изменила страну и в новом обществе эта профессия практически исчезла.

источник: www.culture.ru

AesliB