Фердинанд фон Цеппелин: борьба со стихией длиною в жизнь

Спустя год «Luftschiffbau Zeppelin» (LZ-1) был построен. Его длина составляла 128 метров, в диаметр — порядка 12 метров. Воздушное судно получилось гигантским. И в 1900 году сам граф...

Спустя год «Luftschiffbau Zeppelin» (LZ-1) был построен. Его длина составляла 128 метров, в диаметр — порядка 12 метров. Воздушное судно получилось гигантским. И в 1900 году сам граф поднялся в воздух на своем детище.

Первый блин оказался комом. Несколько месяцев дирижабль ремонтировали и доводили до ума. Второй полет стал более удачным, но беда пришла с другой стороны. Сначала обанкротилось «Акционерное общество развития управляемого воздухоплавания», потом в финансировании отказали военные. Затем сильный ураган практически уничтожил LZ-1. Денег на ремонт у старого графа уже не оставалось. Можно было впадать в отчаяние, но Фердинанд держался.

Через 4 года после катастрофы, в 1905 году, король Вюртемберга словно решил сжалиться над Цеппелином. Он организовал благотворительную лотерею, желая поддержать воздухоплавание. Граф разжился хоть и небольшой, но очень нужной суммой. Продав часть имущества, а также остатки LZ-1, ему удалось набрать 400 тысяч марок. Они пошли на создание LZ-2.

Злой рок шел след в след за Цеппелином. Сначала дирижабль упал в озеро. Затем его подхватило течение… До середины января 1906 года судно ремонтировали. Но как только оно было готово, налетел ураган и уничтожил детища Цеппелина. Народ поговаривал, что он проклят. Наверное, в тот момент и сам Фердинанд в это поверил.

Сумев выдержать очередной удар насмешек и порицания, фон Цеппелин заложил свое имущество, а вырученные деньги вложил в создание LZ-3. И в начале октября 1906 года дирижабль был готов. Наконец-то графу повезло. Третье по счету его творение оказалось удачным. Правда, еще в течение целого года аппарат то и дело модернизировали и доводили до ума. Зато результат превзошел все ожидания, «тройка» сумела зависнуть в воздухе на восемь часов! Этот успех не могли не заметить военные.

Вскоре они заказали «конструкторскому бюро» Цеппелина дирижабль, выделив на это изобретателю необходимые 400 тысяч марок. А спустя некоторое время расщедрились на фантастическую по тем временам сумму — свыше миллиона марок.

К июню 1908 года LZ-4 был готов. А в июле король и королева Вюртемберга вместе с графом поднялись на дирижабле в воздух. Старый изобретатель дождался своего звездного часа и получил орден «Черного орла». Тогда он и не подозревал, что до трагедии оставалось совсем немного…

LZ-4 сгорел 5 августа 1908 года. Свидетелями случившегося стали более 40 тысяч зрителей, собравшиеся в долине Рейна, чтобы понаблюдать за дирижаблем. В тот роковой день судно должно было отправиться в свой первый дальний перелет по маршруту Фридрихсхафен-Страсбург-Мангейм-Майнц. Но сильный порыв ветра ударил дирижабль о дерево. Судно мгновенно вспыхнуло… Казалось, что уж этого удара изобретатель не переживет. Но помощь неожиданно пришла с той стороны, с которой он и не ждал. Обычные немцы решили собрать деньги на создание «пятерки».

Вскоре фон Цеппелин получил порядка восьми миллионов марок. Такая сумма позволила графу не только вернуть свое имущество, но и помочь другим пионерам воздухоплавания. Например, он оказал помощь Коберу, чтобы тот смог заняться созданием гидросамолетов.

В конце мая в воздух поднялось пятое детище Цеппелина. Дирижабль LZ-5 стал творцом истории — его официально взяли в армию. И хоть через год судно разбилось, граф поставил производство дирижаблей на поток.

К началу Первой мировой войны у Германии на вооружении находилось восемь воздушных судов. Деньги, полученные от военных, позволили Цеппелину организовать производство аппаратов по всей стране. Военные дирижабли графа могли нести смертоносный груз до тонны и оснащались несколькими пулеметами. В мае 1915 года именно они скидывали бомбы на Лондон.

На Цеппелина посыпались новые заказы. Заказчиков не смущало даже то, что дирижабли легко выходили из строя от зажигательных пуль и авиационных пулеметов. И к 1917 году немцы потеряли более сотни «цеппелинов».

Граф умер в 1917 году. В следующем году Германия капитулировала и подписала Версальский мир. По его условиям стране запрещалось строить, а также эксплуатировать дирижабли. Те немногие аппараты, которые сумели пережить войну, забрали победители. Казалось, дело старого графа погибло. Но его бывший пресс-атташе сумел найти выход из ситуации. Помогли ему американцы. Их заинтересовали дирижабли, и они сделали заказ. Так в 1920 году появился LZ-126. От «исходника» он отличался тем, что в баллоны закачивали не водород, а безопасный гелий. Немецкое детище пришлось заказчикам по вкусу. Вскоре родилось совместное производство «Goodyear-Zeppelin». Просуществовало оно недолго — сказался мировой экономический кризис. Поэтому конструкторы сумели создать лишь один дирижабль: «Акрон» длиной в 239 метров (разбился в 1933 году).

Фердинанд фон Цеппелин: борьба со стихией длиною в жизнь

А в 1928 году, спустя восемьдесят лет со дня рождения графа, в воздух взмыл LZ-127 «Граф Цеппелин». Именно это воздушное судно совершило кругосветное путешествие, уложившись в двадцать один день.

Кстати, в немецком языке слово «дирижабль» вообще не встречается. Вместо него — «цеппелин»…

автор: Павел Жуков

источник: topwar.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector