Екатерина Фурцева: показатель культуры

Министр культуры – самая скучная должность в России. Во все времена и при любом строе замечают их разве что благодаря скандалу. А потом забывают практически сразу после ухода с поста. Екатерина Фурцева была исключением из этого правила. Споры об этой удивительной женщине не утихают и сейчас.

Политик

Екатерина Фурцева: показатель культуры

Что надо знать о Фурцевой, как о политике? Немного, на самом деле, с учетом особенностей советской жизни, которая больше напоминала строевую подготовку. Сама воспитывала дочку. Из всех боссов СССР ее единственную было не стыдно показать на Западе. Пока остальные били по трибуне ботинком и твердили «нет», с ней можно было поговорить. В среде кремлевских обладателей пыжиковых шапок ее за глаза называли Мальвиной. Еще она зачем-то спасла Хрущева. Когда его несуразная политика начала удивлять даже рядовых членов КПСС, в ЦК созрел заговор сталинской троицы Молотова-Маленкова-Кагановича. Только твердая позиция Фурцевой и ее панические звонки сторонникам Никиты Сергеевича спасли ситуацию.

Должность министра культуры была для нее ссылкой, отлучением от большой политики. Но на ней она оказалась удивительно к месту. Фурцева – самый яркий, самый заметный человек в этом кресле за всю историю. Только сейчас Мединский изо всех сил пытается ее превзойти, но получается откровенно плохо.

Екатерина Фурцева: показатель культуры

Екатерина Алексеевна меняла свою политику согласно линии партии и, если смотреть со стороны, была крайне непоследовательной. Грудью встала на защиту советского строя от рок-музыки и авангардной живописи. Умело закрыла вопрос с возможными приездом в Москву «Роллинг Стоунз» и «Битлз». Зато назначила Марка Захарова в Ленком, пробивала гастроли наших звезд на Западе, запустила несколько Международных конкурсов и привезла в СССР «Мону Лизу» да Винчи.

Женщина

Екатерина Фурцева: показатель культуры

Почему-то многие считают, что в молодости Фурцева была чрезвычайно красивой и эффектной. В качестве доказательства в интернете часто используют одну из классических фотографий голливудской звезды Грейс Келли. У той – спору нет, тоже очень интересная судьба, не каждая актриса становится княгиней Монако, но к советскому министру она никакого отношения не имеет.

Внешность Екатерине Алексеевне от природы досталась заурядная. На фотографии в молодости она ничем не выделялась среди подруг. Ей пришлось немало постараться, чтобы обрести свою красоту. Грамотно подчеркивать свои достоинства, скрывать недостатки, тщательно следить за модой, одеваться стильно, строго и сдержанно, заниматься спортом, даже сделать пластическую операцию – словом, полный «современный набор» преображения.

В результате министр культуры стала образцом для подражания. Конечно, не для всего СССР, только для тех женщин, которые работали на руководящих должностях. Логика была простой: раз так одевается министр, значит, это одобрено партией. Такой автоматический перенос иногда выходил боком. Так, была очень популярна прическа, которую шутя называли «Фурцева для бедных». Любимая укладка Екатерины Алексеевны — зачесанные и собранные на затылке волосы – шла далеко не всем.

Создавать свой образ Фурцевой приходилось без помощи имиджмейкеров, толпы стилистов и политтехнологов. Девушка, выросшая в городке, одно название которого – Вышний Волочек – звучит как приговор модного суда, научилась быть стильной и, как бы сказали сейчас, «актуальной». Конечно, у нее было больше возможностей, чем у рядовой советской женщины. Но те же модельеры, которые создавали наряды для нее, обшивали и семьи других лидеров. И доступ к иностранному дефициту у них тоже был одинаковый. При этом вспоминать, как выглядело большинство жен первых лиц СССР, невозможно без содрогания.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB