Дворцы российских императоров

Большой Петергофский дворец Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так называемая «коронная»...

Большой Петергофский дворец

Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так называемая «коронная» резиденция русских царей.

В плане дворец представляет собой линейную симметричную барочную композицию. Протяжённость линии его главного фасада, обращённого на Финский залив, составляет около 300 метров. На террасе, где стоит дворец, ещё в петровские времена была оборудована огороженная балюстрадой вымощенная булыжным камнем площадка, с которой открывается удивительный вид на Большой каскад и Морской канал. Леблон писал об этой панораме: …»это такие вещи, которые надо видеть, чтобы судить об их красоте». Сам Большой каскад оформлен как парадная дворцовая лестница.

Дворцы российских императоров

Со стороны Морского канала дворец кажется высоким, парящим над окружающим пейзажем. Со стороны противоположного — южного — фасада, где к нему примыкает регулярный «французский» Верхний сад, здание кажется ниже и органично вписывается в почти плоский и чётко разлинованный ландшафт с обширными зеркальными бассейнами.

Первый этап строительства дворца, именовавшегося Верхними (Нагорными) палатами, относится к 1710-м годам. Начал его возведение Иоганн Браунштейн, который не учел особенностей почв террасы, в связи с чем палаты стали оседать и их стены вскоре дали трещины.

В сентябре 1716 года в Петергоф прибыл Леблон, который к началу ноября того же года составил план переделок. По проекту Леблона предусматривалось укрепление фундаментов, сооружение подземного акведука для отвода грунтовых вод, изменение планировки и убранства интерьеров. В частности, Леблон потребовал увеличения оконных и дверных проемов и расширения балкона Итальянского салона (Картинного зала), что «пристойнее для лучшего вида, нежели балкон, на котором можно стоять (только) четырем персонам».

Об интерьерах петровского времени Берхгольц писал; «Комнаты., малы, но недурны, увешаны хорошими картинами и уставлены красивой мебелью… Из числа многих картин в доме помещена над крыльцом одна очень большая, представляющая сражение, в котором русские разбивают и обращают в бегство шведов… царь написан превосходно и чрезвычайно похож…».

После смерти Леблона (1719) работы по доводке дворца продолжил Николо Микетти, который пристроил к заданию по бокам протяженные симметричные галереи.

Дворцы российских императоров

С воцарением императрицы Елизаветы Петровны в Петергофе начались масштабные работы по переустройству дворца. В 1745 году Бартоломео Франческо Растрелли «сочинил» чертежи нового здания, в центральном объеме которого сохранил как историческое ядро петровские Верхние палаты. Одновременно он переоформил боковые галереи и завершил их великолепными Гербовым и Церковным корпусами. Со стороны Верхнего сада зодчий «разбил» плоскость фасада корпусами-ризалитами, в западном из которых поместил Парадную лестницу и Светлую галерею (Танцевальный зал — самое роскошное дворцовое помещение). Интерьеры были оформлены Растрелли с утонченной пышностью. Парадные залы оборудованы подвесными «зеркальными» сводами, украшенными плафонной живописью. Обилие позолоты, зеркал, росписей создавало ощущение бесконечного праздника. Работы, начатые в 1747 году, были завершены в 1756 году и отмечены шумными торжествами.

Императрица Екатерина II, занявшая престол в 1762 году, отправила Растрелли в отставку, после чего его место при дворе заняли другие архитекторы. Это прежде всего Жан-Батист Валлен-Деламот, который еще при императрице Елизавете был приглашен из Франции, чтобы возглавить архитектурные классы Академии художеств. В 1766—1767 годах он переделывает в Большом дворце две комнаты, примыкающие к Портретному залу с запада и востока, и оформляет их в модном тогда стиле «шинуазри» (от франц. chinois — китайский). Другой крупный зодчий Екатерининской эпохи — Юрий, или Георг, Фельтен — в 1770-е годы перестраивает несколько парадных залов дворца — Аванзал, Тронный зал и Столовую. Это были последние серьезные переделки в здании, которое, несмотря на некоторые изменения, внесенные в интерьеры в 1847—1850 годах Андреем Штакеншнейдером, предстает исключительно памятником XVIII века.

После Великой Октябрьской революции Большой дворец стал историко-художественным музеем. Во время Великой Отечественной войны значительная часть музейных экспонатов Большого дворца были похищены немцами, а само здание подверглось обстрелам, горело и было практически стерто с лица земли.

Дворцы российских императоров

В 1952 году силами реставраторов, архитекторов, историков и различных мастеров здание Большого дворца было восстановлено из руин и вновь вознеслось над Нижним парком. В 1956 году над Большим дворцом вновь засияли золоченые купола.

В 1964 году в музее Большого дворца был открыт для осмотра первый зал — Портретный.

Главные помещения дворца, составляющие парадную анфиладу, расположены, согласно «дворцовому регламенту», на втором этаже. В анфиладу входит несколько залов официального назначения: Аванзал (Чесменский), Парадная тронная, Аудиенц-зал, Светлая галерея (Танцевальный зал), Белая столовая, Картинный зал (центральный зал петровских Верхних палат), Западный и Восточный Китайские кабинеты, комнаты для секретарей и придворных. За официальной частью следуют парадные комнаты приватной (Собственной) половины, куда доступ был открыт только для узкого круга лиц. Это спальни, личные императорские кабинеты, туалетные и салоны.

На первом этаже изначально находились помещения бытового назначения, помещения для прислуги и беломраморный вестибюль (по словам Берхгольца, «большие прекрасные сени с хорошенькими колоннами»), из которого на второй этаж ведет Дубовая лестница петровского времени. Лестница не поражает ни размерами, ни пышностью декорировки. В ее оформлении принимал участие крупный французский скульптор Никола Пино, выполнивший виртуозную деревянную резьбу балясин. Здесь же экспонируется большой портрет Петра I с маршальским жезлом и в ленте ордена Андрея Первозванного, выполненный датским мастером Бенуа Коффром в 1716 году, во время визита Петра в Копенгаген.

Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада. Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.

Дворцы российских императоров

Но основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к 1751 году; бригаду русских мастеров возглавлял Иосиф Шталмеер. Нижнюю часть лестницы украшают резные кариатиды, воссозданные в послевоенные годы по моделям скульпторов Г. Михайловой и Э. Масленникова. Самые заметные скульптуры верхней части — аллегорические изображения времён года, украшающие верхнюю площадку лестницы. Весна, Лето (на перилах), Осень и Зима (помещены в нишах напротив первых) представлены в образе юных девушек. Повторения скульптур «Весна», «Лето» и «Осень» также выполнили Г. Михайлова и Э. Масленников. Скульптура «Зима», в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована и сохранилась. Дверной портал, ведущий в Танцевальный зал, решён в формах триумфальной арки. Украшением монументального десюдепорта служат две резные фигуры «Верность» и «Справедливость».

Стены богато расписаны темперой; в орнаментах сплетаются цветочные гирлянды и другие растительные мотивы, двуглавые орлы, вензеля Елизаветы Петровны. Рисованные фигуры Аполлона, Дианы и Флоры вписаны в иллюзорные ниши; обманный эффект подчёркивает воздушность и лёгкость интерьера (работы выполнены Антонио Перезинотти с помощниками). Этому же служат и восемь больших двухъярусных окон, пропускающие на лестницу изобилие света. В верхних ярусах располагаются характерные для барокко зеркальные окна-обманки, призванные усилить за счёт световых эффектов ощущение простора.

Танцевальный (или Купеческий) зал площадью около 270 м² занимает всё западное крыло дворца. По декоративному убранству —самый пышный интерьер дворца, разработан в особом праздничном ключе. Он создавался в 1751—1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли. Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах — окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.

Мемориальный зал Большого Петергофского дворца; самый известный из всех залов сооружения. Своё название носит в память о Чесменском сражении 25—26 июня (6—7 июля по новому стилю) 1770 года в Эгейском море, в ходе которого российский флот одержал решающую победу в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Екатерина II, получив известие об уничтожении турецкого флота в Чесменском сражении, задумала увековечить славное событие в серии картин. В том же 1770 году немецкий художник Якоб Филипп Гаккерт, имевший репутацию мастерского пейзажиста, получил заказ на создание цикла.

Дворцы российских императоров

В 1773 году художник завершил работу над полотнами; место для них было определено заранее, им стал Аванзал Петергофского дворца. Руководил перестройкой зала Ю. М. Фельтен. От первоначального растреллиевского интерьера был оставлен только паркет, заркала в простенках и плафон работы Л. Вернера «Церера, вручающая колосья Триптолему». Фельтен, создавая интерьер в классицистическом ключе, использовал минимальное декоративное оформление: только сочетание белого и светло-жёлтого цвета стен, лепные орнаменты строгого рисунка на падуге потолка и разместившиеся в десюдепортах барельефы. Один из них, «Турецкие трофеи», напрямую связан с темой Чесменского сражения; другие развивают морскую и героическую тематику. В 1779 году крупные полотна заняли своё нынешнее место. Предназначение зала, несмотря на радикальную переделку, при этом не изменилось; как и прежде, здесь собирались придворные, высшие сановники империи, иностранные посланники перед началом дворцового церемониала.

Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец (второе название Большой Царскосельский дворец) расположен в современном городе Пушкине (прежде Царское Село) в 25 км от Санкт-Петербурга.

Дворцы российских императоров

Дворец был построен не на пустом месте. На месте арки, соединяющей нынешний церковный флигель с лицеем, в начале 18 века стоял ветхий господский дом, принадлежащий неизвестному шведскому феодалу. Екатерина I, которой Пётр I подарил Царское Село (тогда ещё Сарская мыза), не раз принимала гостей в этом доме, конечно подновлённом и меблированном.

Первоначально, в 1717—1723 гг., для Екатерины I, архитектором И. Браунштейном была возведена средняя часть дворца. Скромное двухэтажное строение с шестнадцатью светлицами тогда называли «каменными палатами». Сейчас на его месте находится Парадная лестница и ближайшие к ней покои дворца. Одновременно со дворцом, на его оси, заложили регулярный Новый сад, занимавший тогда площадь от дворца до уступа близ Верхней ванны. В 1724 году отделка палат в любимом Петром I голландском стиле была закончена и 9 августа 1724 года весь двор «изрядно пировал здесь несколько дней».

После кончины Екатерины I Царскосельское имение перешло к будущей императрице Елизавете Петровне. При ней Царское Село превратилось в одну из главных летних императорских резиденций, где огромное внимание уделялось строительству.

Расширение дворца началось по проекту архитектора М. Земцова, но было приостановлено в связи с его кончиной. Заменившие его архитекторы А. Квасов и С. Чевакинский, с 1744 по 1752 гг., расширили «каменные палаты» и возвели новые флигели. Между собой их соединили галереями с висячими садами.

На флангах здания находились дворцовая церковь и оранжерейный флигель с парадной лестницей с западной стороны. Перед главным фасадом был устроен обширный Парадный двор с ограждающими его служебными флигелями — Циркумференциями (одноэтажными зданиями правого и левого полуциркулей).

Дворцы российских императоров

Внезапно, по высочайшему повелению, с 1752 по 1756 гг. почти завершённое здание начали перестраивать по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, назначенного обер-архитектором. Именно ему принадлежит богатое убранство дворца в стиле пышного елизаветинского барокко с обилием позолоченных деталей. Дворец стал трёхэтажным, раскинувшись на всю ширину регулярного сада. Ф.-Б.Растрелли частично перестроил и циркумференции, соединив между собой и с дворцом кованной оградой с тремя парами ворот.

Главные ворота, из-за обилия позолоты названные «Золотыми» украшало изображение двуглавого орла и вензель императрицы (Елизаветы Петровны). Верхний плодовый садик и светлые золочённые галереи существовали до 1773 года, когда были перестроены Нееловым в парадные комнаты.

Современники были буквально ослеплены роскошью отделки дворца, а в народе рассказывали, будто у дворца даже крыша золотая (на самом деле белая, лужёного железа). Так, когда Елизавета приехала с двором и иностранными послами осмотреть законченный дворец, то всякий спешил выразить императрице свой восторг и удивление, один только французский посол не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание пожелала знать его причину и получила на это в ответ, что он не видит здесь самой главной вещи: «футляра на сию драгоценность».

Дворцы российских императоров

Дворец перестраивался всё царствование Елизаветы. Екатерина II говорила в своих записках: «Здешний дворец тогда строился, но это была работа Пенелопы: завтра ломали то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежде, чем доведён был до состояния, в каком находится теперь…»

Екатерина II тоже внесла немалую лепту в формирование нынешнего облика дворца. При ней были надстроены два боковых флигеля, дворец и полуциркули лишились украшений на крышах, парадная лестница была перенесена в центр дворца, добавлены подъезды, изменены формы церковных куполов и уничтожен купол с многоконечной звездой над юго-западным крылом дворца, исчезла кричащая позолота и белая блестящая крыша. Все пропорции изменились, но несмотря на это, особенно при ярком солнечном свете, дворец производит завораживающее впечатление.

Вести работу Екатерина поручила шотландскому архитектору Чарльзу Камерону, большому знатоку античной архитектуры, которой увлекалась императрица. Во дворце Камероном были созданы Серебряный и Синий кабинеты, Лионская и Арабесковая гостиные, Купольная столовая и Китайский зал. Все созданные интерьеры отличались строгостью стиля и утонченной, даже несколько таинственной, красотой отделки.

Дворцы российских императоров

Также Камероном были обустроены комнаты для сына Екатерины II, Великого князя Павла Петровича и его супруги. К ним относятся Парадная голубая и Китайская голубая гостиные, Зеленая столовая, Официантская и Опочивальня.

При императоре Александре I, в 1817 году, архитектором В. П. Стасовым был создан Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Оформление этих помещений полностью было посвящено прославлению победы в войне с Наполеоном.

Последним этапом перестройки дворца стала созданная в 1860—1863 годах архитектором И. А. Монигетти Парадная лестница, представляющая стиль «второе рококо».

После национализации императорской собственности в 1918 году, на основе Екатерининского дворцово-паркового ансамбля организовали музей, ныне — ГМЗ «Царское Село».

Во время Великой Отечественно войны город Пушкин оказался в зоне оккупации. Несмотря на заранее подготовленный план и героические усилия оставшихся работников музея, эвакуирована была лишь четвёртая часть фондов.

Дворцы российских императоров

Пытались эвакуировать и знаменитую Янтарную комнату, однако пробное снятие узкого панно показало, что без значительных повреждений демонтировать её не получится. Тогда было принято решение законсервировать Янтарную комнату от возможных повреждений, как оказалось — ошибочное.

После занятия города немцами, в Екатерининском дворце, в личных покоях Александра II расположилось гестапо, в подвалах дворца — тюрьма. Нижний этаж был превращён в гигантский гараж, дворцовая церковь — в стоянку и мастерскую для мотоциклов, а в церковных куполах размещался наблюдательный пункт.

Екатерининский дворец получил сильнейшие повреждения от бомбёжек и пожаров, больше всего пострадала центральная часть дворца с Большим залом. Дворец пострадал так значительно, что после войны вначале даже планировалось его не восстанавливать, а приспособить под базу отдыха.

Дворцы российских императоров

Первую очередь реставрации дворца осуществили в 1957—1980 гг. Мастерство реставраторов возродило основные черты былого великолепия императорской резиденции, а к 300-летию Петербурга была воссоздана и утраченная Янтарная комната.

Михайловский замок

Михайловский или Инженерный замок —императорский дворец в центре Санкт-Петербурга, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII—XIX вв.еков и ставший местом его смерти.

Дворцы российских императоров

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища.

Ряд мемуаристов утверждает, что название связано с явлением архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок. По крайней мере, именно так современники интерпретировали настоятельные требования государя называть замок «Михайловским» сразу после закладки. Не исключено, что легенда о видении распространялась императором сознательно для того, чтобы обосновать весьма сомнительную необходимость срочного возведения новой резиденции указанием святого.

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась еще в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина. К моменту начала строительства папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца.

Дворцы российских императоров

Указ о строительстве замка был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года. Замок был построен в 1797—1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. В итоге проект дворца был выполнен архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта). Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.

Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренна работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников, а еще на стадии создания проекта Павел привлекал А.-Ф.-Г.Виолье. Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств (были разобраны несколько павильонов в Царском Селе и дворец в Пелле); со стройки Исаакиевского собора по проекту Ринальди — мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.

8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. В день святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут утра Павел I, вместе с членами своей семьи и свитой начал церемониальное шествие от Зимнего дворца по направлению к замку. На всем пути его следования были расставлены гвардейские полки. Торжественная процессия сопровождалась пальбой пушек и музыкой полковых оркестров. В замке государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры. Павел I переселился в Михайловский замок, когда еще даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота», «повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам». На другой день после торжественного переезда в замке состоялся маскарад.

Последний концерт в Общем Столовом зале состоялся 10 марта 1801 года. А в ночь с 11 на 12 марта того же года, Павел был убит в собственной спальне.

Дворцы российских императоров

После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришёл в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название — «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны. В последующие годы замок постепенно терял первозданный облик. В 1829—1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища (архитектор А. Я. Андреев). В 1893—1894 годах замок перестраивался архитектором Н. Л. Шевяковым.

С 1918 по 1941 и с 1945 в замке размещается военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище). Во время Великой Отечественной войны (1941—1945гг) в Михайловском замке располагался госпиталь. С 1957 года по настоящее время в замке располагается Центральная военно-морская библиотека. В 1991 году треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею, а всё здание (за исключением помещений библиотеки ВМФ) передано в распоряжение музея в 1994 году. К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, и статуи со стороны Летнего сада. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста — часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года.

В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. За памятником — ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями».

Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.

Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления.

Дворцы российских императоров

Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним. Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) — Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней.

Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый. В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком. Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.

Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованны однотипно как подчиненные. В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.

Общий Столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Его отделка была осуществлена по проекту архитектора Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. с использованием 2 люстр на пятьдесят свечей, исполненные по рисункам Дж. Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца и двух каминов из сибирского порфира. В середине XIX века Общий Столовый Зал разделен на три самостоятельных помещения, в которых располагались классы Главного Инженерного училища. В процессе проведения реставрационных работ 2002—2003 годов восстановлен первоначальный объем этого зала.

Дворцы российских императоров

Тронная императрицы Марии Федоровны была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. Стены помещения, в котором стоял трон, были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон «Суд Париса» работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.

Всего в Михайловском замке тронных зал было пять: две — самого государя-императора, потом государыни, великого князя и наследника Александра Павловича и его брата Константина, имевшего титул цесаревича.

Георгиевский зал примыкал к Круглому Тронному залу императора и служил кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. Зал был неоднократно перестроен в XIX—XX вв.еках, при этом первоначальный вид зала был утерян. Наиболее существенные изменения произошли в 1843 году. в 1953—1954 годах в зале проводились реставрационные работы, был частично реконструирован его первоначальный облик, при этом воссоздав многие элементы исторического убранства.

Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло свое отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приемом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

источник: diletant.media

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector