«Давид» Микеланджело. Как рождался шедевр

К 1501 г., когда Микеланджело начал работать над статуей, он был уже автором таких шедевров, как рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», созданное в Риме «Оплакивание» и «Мадонна», тогда же попавшая в Бельгию. Поэтому руководство собора выбрало его для столь ответственной работы и доверило ценный материал.

Только, когда Микеланджело закончил своего Гиганта и оказалось, что поднять его на крышу не удастся, попечители собора передали статую городу. Специальная комиссия, в которую входили Боттичелли, Леонардо да Винчи и Сангалло, нашла ей удачное место на площади перед Палаццо Веккьо — дворцом флорентийского правительства. Соорудили особый механизм для транспортировки статуи, и 8 сентября 1504 г. «Давид» был воздвигнут перед входом во дворец. Там он и простоял под открытым небом почти 4 века. В 1873 г. его перенесли в здание флорентийской Академии художеств, а на площади установили копию.

«Давид» Микеланджело. Как рождался шедевр

Лишь одна особенность напоминает о первоначальном замысле поставить «Давида» на крыше: вырисовываясь на фоне неба, верхняя половина статуи казалась бы мельче, чем на другом фоне. Учитывая это, скульптор слегка увеличил ее, что не очень бросается в глаза. Поставленный в центре Флоренции «Давид» стал восприниматься как патриотический символ — образ защитника города.

В средние века библейского царя Давида изображали музыкантом: он считался автором божественных песнопений-псалмов. Но в XV в. флорентийские художники предпочли видеть его воином. В мраморной статуе Донателло он уже держал пращу.

«Давид» Микеланджело. Как рождался шедевр

Знаменита и другая, небольшая бронзовая скульптура, где пожилой уже Донателло показал Давида без всяких доспехов. Юноша стоит обнаженный, задумчиво наступив на отрубленную голову великана. Одной рукой опирается на меч, а другой держит камень для пращи. На голове его пастушеская шапочка, из-под которой рассыпаются длинные кудри. По легенде, до битвы с Голиафом Давид был пастушком. В бронзовой статуе Вероккио, учителя Леонардо да Винчи, юный герой, одетый как принц, тоже изображен с головой Голиафа и мечом.

Микеланджело наделил Давида только грозным взглядом да пращой, перекинутой за спину. Праща проходит сверху вниз от левого плеча к правому бедру. Опущенной рукой Давид подхватил ее нижний конец с рукояткой в виде короткого круглого стержня, который по ошибке принимают за камень. Но камня в руках его нет.

Донателло и Вероккьо подчеркнули, каждый по-своему, удивительность победы. У одного юноша относится к чуду скромно, с трогательной покорностью, у второго — горделиво. Но Давид у Микеланджело победит не чудом, а ясностью и силой своего духа, ловкостью развитого тела и полным сознанием нравственной правоты. У Донателло нагота Давида означает почти безоружность. У Микеланджело она выявляет легкость позы, оттеняя его духовную силу. Внутренняя собранность ощущается во всей фигуре, особенно в зорком взгляде, но тело не напряжено. Давид стоит спокойно и свободно. Это первый большой образ героической наготы в скульптуре после античности.

Оказавшись «гигантом» почти случайно (на высоте статуя не поражала бы величиной) «Давид» Микеланджело с самого начала был Гигантом по внутренней значимости. Он воплотил в себе идеал гармонической уравновешенности и красоты в сочетании с величием и пафосом патриотизма.

автор: Карина Бахтадзе
источник: shkolazhizni.ru

AesliB