Братья Константиновы. Они создали «Хроникон» и «Конвас»

Урусевский так отзывался о камере: «Ручная камера, благодаря своим техническим возможностям иногда подсказывает пути решения той или иной художественной задачи, при этом большое значение имеет то, что такая камера находится не на «мертвой» точке (штативе, тележке, кране), а в руках живого человека–оператора. И если оператор захвачен действием, которое он снимает, то это настроение будет передаваться и зрителю, ибо камера – это зритель номер один – находится в руках у оператора в прямом и переносном смысле».

Кстати, Московскую Олимпиаду, прошедшую в 1980 году, тоже почти всю советские операторы запечатлели именно на «Конвасы». Для съемок они использовали модель «автомат».

Верой и правдой «Конвас» (как и множество его модернизаций) служил до середины 80-х годов прошлого столетия. Затем его вытиснили другие камеры, чаще всего, иностранного производства. А «Конвас», оказавшись на «пенсии» до сих пор востребован – теперь он занимает должность учебной камеры для студентов.

Но всего этого Василий Дмитриевич не застал. Его не стало в 1952 году.

Кстати, в 2013 году был снят сериал «Оттепель». Там нашлось место для «Конваса-автомата». Оператор Хрусталев (его сыграл актер Евгений Цыганов) снимал на эту камеру поезд, находясь в яме между рельс.

Хоть фильм снимать, хоть воевать

Другой Константинов – Николай – тоже основательно «наследил» в индустрии киносъемки. Только у него путь получился более витиеватым. Окончив лебедянскую гимназию, он отучился еще и в единой трудовой школе. После – устроился комендантом на местную железнодорожную станцию. Но все это было для Николая слишком мелко. Он понимал, что может достичь большего. Вскоре мечта сбылась. В 1922 году Николай стал инструктором кинематографии Тамбовского отделения фотокиноуправления.

А через три года он сделал огромный шаг вперед по карьерной лестнице – получил должность штатного кинооператора Московской хроникально-документальной студии. Эта работа подразумевала частые командировки, причем не только по территории огромного Советского Союза. За пределами страны Николай побывал благодаря месту на борту парохода «Декабрист». То путешествие продлилось порядка полутора лет. За это долгое время Константинов сумел запечатлеть сквозь объектив камеры Средиземное море, а также два океана – Тихий и Индийский. Соответственно, по возвращению, кинотеатры Советского Союза запустили прокат трех Константиновских «документалок»: «Вокруг Азии», «Камчатка» и «По Индии». За свои работы, восторженно принятые критиками и зрителями, Николай удостоился нескольких государственных наград.

Но в историю советского кинематографа Николай Дмитриевич вошел не только как маститый оператор. Знаменитая камера «Хроникон» — это его творение. Аппарат был создан в начале 30-х годов минувшего столетия. Константинов взял за «базу» ходовую на тот момент камеру «Пате». А набравшись опыта, спустя несколько лет, он разработал аппарат, который можно было использовать для проведения съемочных работ с самолета. Сборку своего детища Николай никому не доверял и лично контролировал этот процесс в мастерских при студии кинохроники в столице.

Братья Константиновы. Они создали «Хроникон» и «Конвас»

Н.Константинов. Александровск, Сахалин. 27.07.1945 г.

Затем он создал еще одну камеру – КС-4. Ее производство наладили на Ленинградском заводе незадолго до начала Великой Отечественной войны. Чуть позже на свет появился компактный аппарат под названием «Хроникон-малютка». А когда немцы вторглись в СССР – «Хроникон-снайпер». Эту камеру Константинов создал специально для военных репортеров. Ее главная особенность заключалась в том, что она была совмещена с винтовкой. Благодаря такому синтезу фронтовые кинооператоры перестали быть беззащитными перед немецкими солдатами. Что касается создателя аппарата, то он все военные годы провел на Сахалине, возглавляя съемочную группу. И неизвестно, довелось ли самому создателю проверить «снайпера» в боевых действиях.

После войны Николай вернулся на малую родину. Только поселился не в Лебедяни, а в Липецке, где и прожил до самой смерти в 1960 году. Он работал на Воронежский корреспондентский пункт Ростовской студии документальных фильмов. «Документалки» его стали более приземленными, чем когда-либо. Теперь он снимал в основном сюжеты о колхозах и совхозах. Какое настало время – такая была и работа. Страна требовала от мастера фильмы о трудовых рекордах, а не о заграничных чудесах.

Но рутина его не поглотила. Николай создал специальную машину для проведения документальных съемок. Снаружи она представляла собой обычный фургон, а внутри находилась полноценная киностудия. Эта машина была удобна тем, что позволяла быстро перемещаться с одного места на другое, а также позволяла проводить киносъемку с разных позиций. Например, с крыши. Кроме этого, благодаря специальной аппаратуре, пленку проявляли на месте, что экономило много времени.

И, несмотря на сильную загруженность, он часто приезжал в Лебедянь, проведать сестру. И постоянно твердил ей, что самые красивые пейзажи именно в России. Николая не стало в 1960 году.

*    *    *

В Лебедянском краеведческом музее хранится кинокамера-легенда «Конвас». Ее в середине 90-х годов прошлого века подарила Алла Соловьёва – режиссёр, снимающий документальные фильмы. Кроме «Конваса» в музее есть и экспозиция, посвящённая братьям Константиновым. В ней – интересная фотография, на которой запечатлены три не по-детски серьезных мальчика. Они красиво одеты и сосредоточенно смотрят в объектив камеры. Артемий, Василий и Николай Константиновы тогда, в самом начале двадцатого века, и не предполагали, какие трудности готовит им жизнь. Одному оставалось жить чуть более десяти лет, а остальные – свяжут жизнь с кино, самым современным на то время видом искусства.

Братья Константиновы. Они создали «Хроникон» и «Конвас»

Кстати, в архивах российского кинофонда до сих пор хранятся уникальные киноленты снятые братьями Константиновыми.

Вот что еще интересно: в краеведческом музее Лебедяни информация о братьях Константиновых пополнилась лишь в конце девяностых годов. Тогда сотрудниками музея удалось познакомиться с их сестрой Марией Игумновой. Она-то и поделилась сведениями и материалами из своего личного архива. Так что теперь, о жизни удивительных братьев, оставивших значительный след в истории отечественного кинематографа, может узнать любой посетитель музея.

автор: Павел Жуков

источник: topwar.ru

AesliB