Братья Константиновы. Они создали «Хроникон» и «Конвас»

В глубинке нашей необъятной страны есть маленький городок — Лебедянь. Известность к нему пришла в 20-х годах 19-го века благодаря конным ярмаркам. А в 1826 году в Лебедяни появился первый в Российской империи ипподром. Еще город знаменит своими выдающимися детьми – профессором московской консерватории Константином Игумновым, писателем Евгением Замятиным, ученым Евгением Микриным и многими другими. А вот братья Константиновы стоят особняком. Они не являются уроженцами Лебедяни, но, тем не менее, город их считает своими.

Братья Константиновы. Они создали «Хроникон» и «Конвас»

Три брата

Константиновы появились на свет в деревушке Гагарино, которая относилась тогда к Задонскому уезду Воронежской губернии. Вскоре их семья решила искать счастье в «крупном» городе и осела в Лебедяни. Но… случилась беда – умер отец. И мать осталась с тремя мальчишками на руках. Правда, спустя некоторое время она вновь вышла замуж за коренного лебедянца по фамилии Игумнов. Так и братьев Константиновых появилась еще и сестра – Мария. Их детство прошло в Лебедяне на улице Дворянская (сейчас – Советская).

Спокойную жизнь семьи Константиновых-Игумновых прервала Первая Мировая война. Артем, как самый старший из братье, отправился на фронт. Василий и Николай в силу возраста остались дома. И вскоре пришло страшное известие – Артем погиб. Правда, есть еще одна версия. Так, некоторые краеведы считают, что Артем погиб позже. Не во время Первой Мировой, а уже в Гражданскую. Старший из Константиновых воевал на стороне красных и был убит неким белогвардейцем. Конечно, для всей семьи это стало серьезным испытанием. Но… жизнь для остальных не остановилась. Более того, Василию и Николаю повезло. Они сумели выжить в страшные времена Гражданской войны, и нашли свое истинное призвание. Братья посвятили свою жизнь развитию отечественного кинематографа.

Лучший друг оператора

Когда обстановка в стране немного успокоилась, дороги братьев разошлись. Василий Константинов перебрался из Лебедяни в Москву – столицу молодого коммунистического государства. Парень, которому на тот момент было чуть за двадцать, сумел быстро найти работу по душе — он стал оператором в московской студии кинохроники. Но проработав несколько лет, Василий вдруг понял, что в качестве конструктора и изобретателя он принесет киноиндустрии гораздо больше пользы. И тут ему повезло. Надо сказать, что в те времена для съемок использовалась иностранная аппаратура, которая в силу своих ограниченных возможностей, вызывала негодование у операторов-документалистов. Дело в том, что все эти аппараты являлись штативными. И это создавало ряд проблем. Конечно, были в распоряжении операторов и ручные камеры, но в них помещался небольшой запас пленки. Соответственно, их часто приходилось перезаряжать. И как раз в 30-х годах перед советским кинематографом была поставлена задача – создать собственную технику для отечественных документалистов.

Поэтому в 1932 году Василий начал трудиться в киномастерских при студии «Союзкинохроники». Вот здесь-то Константинов и сумел на все сто процентов раскрыть свой потенциал.

Братья Константиновы. Они создали «Хроникон» и «Конвас»

В скором времени «деревенский паренек» собрал камеру, которой суждено было стать легендой. Речь идет о «Конвасе-1». Название у камеры появилось неслучайно, изобретатель просто соединил первые три буквы своих фамилии и имени. Правда, было у нее и еще одно название – КСР.

Аппарат оказался настолько удачным, по сравнению с иностранными конкурентами, что его тут же одобрили к массовому производству. Операторы оценили творение Константинова, поэтому «Конвас» быстро стал по-настоящему народной камерой. Его использовали во всех уголках Советского Союза. Любовь к камере подтверждает и тот факт, что ее название стало нарицательным. Об аппарате для киносъемок говорили следующее: «Конвас» – он и в Африке «Конвас». Зарядил «Конвас» кодаком, поставил зум – и никаких проблем».

Детище Константинова позволяло оператору быстро менять точку съемки, если этого требовала ситуация. Мобильности удалось добиться за счет легкости, зеркального обтюратора, а также легко заменяемым кассетам и объективу. Кроме этого камера умела выстраивать композицию кадра, делать масштабирование картинки и следить за движущимся объектом. Операторы того времени, часто называли «Конвас» миролюбивым аналогом автомата Калашникова. Хотя последний и появился только в 1947 году, но общего у них было много: функциональность, простота конструкции и надежность.

Покорение космоса и кино

Первые советские космонавты, отправляясь в полет, брали с собой «Конвасы». А те кадры, снятые в космосе, видел весь мир. Первопроходцем в «космической съемке» можно назвать Германа Титова. С него и началась новая эра кинематографа. Разработка Константинова одинокого хорошо демонстрировала свои способности и в «бассейне невесомости», и в кабине самолетов. Благодаря камере, люди самых разных профессий смогли вести кинодокументацию, запечатлевая на пленку свои опыты и эксперименты. Собственно, именно «Конвасом» была создана и космониана. Проще говоря, цикл съемок планеты из космоса.
В земных делах камера Константинова тоже сумела знатно «пошуметь». Благодаря мобильности и универсальности, «Конвас» позволил операторам произвести революцию в съемочном процессе. Теперь, на место комбинированных съемок, пришли реальные, сделанные в сложных условиях. Достаточно вспомнить хотя бы фильм «Летят журавли». Оператор Сергей Урусевский использовал мобильный «Конвас», а не камеру на штативе, чтобы запечатлеть наиболее драматичные и эмоциональные сцены фильма. Например, на вокзале. Вероника знает, что Борис погиб. Но все равно настырно пробирается сквозь лавину людей, раздаривающую букеты. Оператор во время съемки неотступно следовал на Самойловой, что только усилило эмоциональный эффект сцены.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB