В бой на «Чайке» И-153 в 1943 году: Сколько шансов на выживание?

Истребитель И-153 «Чайка» уже к 22 июня 1941 года можно было считать безнадежно устаревшим. Идти на нем в бой с «мессерами» было чрезвычайно рискованно, слишком разные были возможности...

Истребитель И-153 «Чайка» уже к 22 июня 1941 года можно было считать безнадежно устаревшим. Идти на нем в бой с «мессерами» было чрезвычайно рискованно, слишком разные были возможности машин, прежде всего скоростные. А уж позже, при появлении новых модификаций Ме-109 советский биплан выглядел на их фоне просто «небесным тихоходом».

Александру Ивановичу Рязанову довелось идти в бой на И-153 не в 1941, а… в 1943 году. Причем использовались «Чайки» его эскадрильи не в качестве легких штурмовиков или разведчиков, а в качестве истребителей.

А никакого боевого опыта у летчика Рязанова тогда не было. И летного опыта тоже почти не было. В декабре 1938 года он закончил аэроклуб, но серьезно заболел и долго пролежал в больнице. Товарищи по аэроклубу разъехались по летным училищам, а Рязанова призвали на флот.

После эвакуации из Таллина морем связист в штурмовом авиаполку КБФ Александр Рязанов нес службу в блокадном Ленинграде. О своем состоянии в самый тяжелый период он вспоминал так: «В конце концов, я уже дошел до того, что 400 или 500 метров просто не мог пройти — приходилось два-три раза садиться отдыхать».

В 1942 году вышел приказ – отправить в авиационные училища бывших летчиков. Выпускник аэроклуба 1938 года Рязанов со своим другом, который вообще ни на каких самолетах не летал, объявили, что летали на У-2. Не хотели покидать Ленинград и в училище ехать, поскольку опытные летчики переподготовку проходили на месте.

«Переподготовка» в учебной эскадрилье КБФ была такая – месяц изучали теорию и полетали на У-2, «в эскадрилье был учебный УТИ-4 — сделали один полет в зону и два полета по кругу. Все — готов. Потом дают сперва мне боевой И-15, сделал я на нем два полета, а потом еще два по кругу на И-153 — вот тебе вся подготовка».

В 1-й эскадрилье 71-го авиационного полка КБФ Александр Рязанов воевал с января 1943 года. Летали пилоты эскадрильи на И-153. В первый бой довелось идти в непосредственном прикрытии штурмовиков Ил-2, И-16 были в ударной группе. Для советских ВВС 1943 года такое массовое использование устаревших машин в качестве истребителей было уже нехарактерным.

Командир эскадрильи Абрамов, знавший уровень «подготовки» Рязанова, сказал ему перед вылетом: «Встань мне в хвост и не теряйся». Пожалуй, выполнение такой задачи было пределом тогдашних возможностей молодого пилота. Под огнем с земли у бронированных штурмовиков было больше шансов уцелеть, чем у сопровождавших их «Чаек».

Всего Рязанов сделал под Ленинградом 22 боевых вылета, в основном на прикрытие штурмовиков.

Затем стало легче – перевели в эскадрилью на остров Лавенсаари в Финском заливе. Там в основном летали на разведку, было больше возможностей для тренировки. Здесь довелось испытать радость первой победы – тройкой истребителей потопили финский сторожевой катер. В газете об этом написали: «Последнюю атаку сделал младший лейтенант Рязанов, и катер пошел ко дну…». О том, как младший лейтенант при этом боялся отстать от группы, писать не стали.

19 апреля 1943 года встреча с «мессером» закончилась для Рязанова двумя ранениями в ногу и ранеными осколками пальцами. Вдобавок молодой летчик потерял ориентировку и не знал, как вернуться на свой аэродром. Повезло – встретились наши истребители ЛаГГ-3, и появилась возможность добраться с ними. Но при подходе к их аэродрому свои зенитчики принялись обстреливать «Чайку» Рязанова. Потом выяснилось – там финны часто использовали трофейные «Чайки», вот зенитчики и стреляли по «финну».

При посадке раненного летчика выбросило из кабины разбитой машины. После лечения и пребывания в доме отдыха воевать Александру Рязанову довелось уже на новой машине — Ла-5.

Прежде всего, конечно, поражает способность летчика Рязанова, училища не кончавшего, идти в воздушные бои в невероятно тяжелых условиях. Сколько же у него было шансов уцелеть?

На И-153 прикрывать штурмовиков, используя при этом «опыт» аэроклуба, законченного в 1938 году, да «переподготовки» в учебной эскадрилье – полет в зону и два полета по кругу? Сделал 22 боевых вылета под Ленинградом пилот, который за несколько месяцев до того от голода 400 метров не мог пройти без двух-трех «посадок» на отдых. Сделал на старенькой машине со смешными в 1943 году возможностями, которую, вдобавок, свои же зенитчики вполне обоснованно могли принять за вражескую и обстрелять.

Найдется ли ЭВМ, мощности которой позволяют сосчитать шансы на выживание в таких условиях?

автор: Максим Кустов

источник: vpk-news.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector