Три истории русских путешественников

Без малого сутки Травин крутил педали босыми ногами на лютом морозе, но все же сумел добраться до поселения ненцев и буквально упал в первый же попавшийся чум. Пальцы...

Без малого сутки Травин крутил педали босыми ногами на лютом морозе, но все же сумел добраться до поселения ненцев и буквально упал в первый же попавшийся чум. Пальцы ног к тому времени были уже сильно обморожены. Понимая, что с каждой минутой риск попасть «в объятия» гангрены увеличивается, Травин попросил нож. А потом прямо на глазах ошарашенных людей отрезал себе большие пальцы на ногах. И ненцы, конечно, подумали, что к ним в жилище заявился всесильный дух. А по сарафанному радио вскоре все кочевые оленеводы узнали, что по их земле черт катается на железном олене.

Однажды его попытался убить шаман одного из стойбищ. Как потом оказалось, под обликом шамана скрывался главарь банды, бывший белогвардейский офицер… Бывали, конечно, и забавные случаи. Так, например, в Душанбе его тоже посчитали чертом. Дело в том, что Травину потребовалась нарукавная повязка с надписью:

«Путешественник на велосипеде Глеб Травин» на таджикском языке. Как оказалось, велосипедов у таджиков почти не было, соответственно, и слово в речи отсутствовало, поэтому его назвали шайтан-арбой — «чертовой телегой». Кстати, так же потом называли велосипед и в Самарканде.

Три истории русских путешественников

Велосипед Глеба Травина

В августе путешествие по границе Союза завершилось. Выехать за пределы страны ему не позволили. Когда Травин вернулся на Камчатку, ему подарили вымпел и значок ГТО. А различные авторы документалок называли его исключительно «никчемным героем». Глебу Леонтьевичу ничего не оставалось, как остричь волосы, которые он не стриг всю поездку, и вернуться к жизни «как все». Не стало Травина в 1979 году. К тому времени о его достижениях уже почти никто и не помнил.

Не так давно питерские велосипедисты попытались проехать по его маршруту — не получилось. Тогда поползли слухи о том, что на самом деле Травин вообще не путешествовал. Мол, все это просто, как сейчас говорят, фейк, обман. И если бы не записи Харитановского с воспоминаниями очевидцев путешествия, то любой турист мог бы поставить под сомнение достижение Травина.

«Махай в четыре весла»

Уроженец Липецка 27-летний Евгений Смургис после окончания педагогического института по распределению отправился в поселок Тулпан Пермской области. Поскольку этот населенный пункт стоял на берегу реки Колва, многие ученики в школу приплывали на гребневых лодках.

Но однажды (на дворе был 1965 год) Евгений увидел старушку, которая на лодке с козой и стогом сена бодро гребла против течения. Эта картина Смургиса, что называется, добила. Ему самому захотелось во что бы то ни стало отправиться в путешествие на лодке.

Три истории русских путешественников

Евгений Смургис (слева) с сыном Александром

Через два года его первая лодка была готова. Смургис назвал ее «Мах-4», что означает «махай в четыре весла». Дождавшись весны, он вместе со своим другом Валерием Лютиковым отправился в первое весельное путешествие. 12 августа лодка с путешественниками «всплыла» у центрального липецкого пляжа. Евгений и Валерий прошли по Каме, Волге, Дону и Воронежу, отмахав веслами 4500 км.

Отточив навыки по направлениям Липецк — Рига и Рига — Волгоград, а также Волгоград — Гурьев и Гурьев — Оренбург (компанию ему составил Виктор Попов), Евгений Павлович усложнил свои «турпоходы». Потом он отправился покорять «трудные» реки: Обь, Енисей, Иртыш, Амур, Ангару и другие.

Вообще во время своих хождений по рекам Смургис сумел установить два мировых рекорда, которые не побиты до сих пор. Так, он стал первым человеком в истории, сумевшим на гребной лодке выйти в Карское море. При этом он был в гордом одиночестве. Второе достижение еще более впечатляющее — Евгений за 710 дней умудрился пройти на лодке 48 000 км! Такое до сих пор не могут повторить даже те путешественники, которые гребут по океанам.

Та самая его первая лодка теперь хранится на Дальнем Востоке, в краеведческом музее имени В.К. Арсеньева. На второй лодке (построенной уже по специальному заказу на заводе «Пелла») он отваживался на покорение северных вод и даже на кругосветки. Порой компанию ему составлял сын Александр.

Евгений погиб в 1993 году во время кругосветного плавания. Из Лондона он направился в испанский порт Кадис, оставив в столице Англии своего сына. Как оказалось, это решение спасло парню жизнь. В Бискайском заливе Смургиса настиг шторм…

Частично уцелевшая от этого шторма лодка сейчас находится во французском морском музее Ла-Трамблада. К ней прикреплена табличка, где сказано, сколько километров намотал путешественник по рекам и морям.

автор: Михаил Загорский

источник: www.nationaljournal.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector