Совершенно секретные «Каталины»

Советский ас Максим Чибисов в начале Великой Отечественной сражался в небе над Балтийским морем. В июле-августе 1941-го, в самые трудные дни, летчики 10-й авиабригады краснознаменного Балтийского флота, где...

Советский ас Максим Чибисов в начале Великой Отечественной сражался в небе над Балтийским морем. В июле-августе 1941-го, в самые трудные дни, летчики 10-й авиабригады краснознаменного Балтийского флота, где служил замкомбрига Чибисов, принимали участие в обороне Таллина и полуострова Ханко.

В феврале 1942-го бригаду под тем же номером начали формировать на Тихом океане, и все заботы легли на плечи нового командира 10-й авиационной дивизии ТОФ Чибисова. Там, на краю советской державы, начинается малоизвестная глава биографии пилота. В американских документах того времени, рассекреченных в 1990-м, говорится о проекте «Зебра» – поставках в СССР гидросамолетов «Каталина».

Советское руководство считало получение этих «летающих лодок» большой удачей. «Каталина» считалась шедевром американской авиатехники, обладая большой дальностью полета и приличными скоростными характеристиками. Гидросамолет с успехом использовали как морской разведчик, бомбардировщик, в десантных и спасательных операциях. Системы навигации и радиолокации, бомбовые прицелы и другие устройства были передовыми по тому времени, советской промышленности еще предстояло их освоить.

Группой специального назначения поручили командовать Максиму Чибисову. Это было опасным делом – большинство маршрутов пролегало над морем. Чибисов разработал три пути. Северный начинался с военной базы «Порт-Элизабет» у атлантического побережья, далее – база «Гандер» на острове Ньюфаундленд, Рейкьявик и перелет группами над Норвежским морем до Мурманска. Это был самый короткий маршрут – 4500 миль, время в пути – 45 часов. Восточный начинался на том же аэродроме. Потом – Новый Орлеан, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтл, остров Кадьяк (Аляска). На этом отрезке самолеты перегонялись американцами. А уже над Беринговым морем – советскими морскими летчиками. Из Анадыря «Каталины» отправлялись над Охотским морем на аэродром в бухте Суходол под Владивостоком. По этому маршруту шли поставки для Тихоокеанского флота. Южный путь пролегал через Пуэрто-Рико, Тринидад, бразильское побережье, над Атлантикой, Французским Марокко, Тунисом, Египтом, Багдадом и заканчивался в Севастополе. Более ста часов полета, преимущественно в ночное время. Именно этим маршрутом с группой летчиков перегонял «Каталины» полковник Чибисов. Все перелеты были успешными.

После войны Чибисов командовал 19-й авиационной дивизией. За особые заслуги в выполнении правительственных заданий награжден орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Красной Звезды (дважды) и четырнадцатью медалями. В 1947–1950 годах генерал-майор Чибисов возглавлял Управление полярной авиации Главсевморпути и был одним из руководителей трех высокоширотных экспедиций, в ходе которых совершены выдающиеся географические открытия в Арктике.

Сведения, связанные с получением и перегоном в СССР «Каталин», считались совершенно секретными даже в 80-х годах, когда бывший командир авиагруппы особого назначения подготовил статью об этом и попытался опубликовать ее в «Морском сборнике». Не разрешили. Рукопись статьи оставалась в архиве Елены Рубиной, дочери генерала. Публикация состоялась уже в этом веке.

Елена Максимовна передала в дар музею форму отца, копии документов, карт и схемы перегонки гидросамолетов из США в СССР, копии фотографий пилотов группы специального назначения.

автор: Наталья Катрич

источник: vpk-news.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector