Сестры милосердия: с любовью к ближнему

История организации социального служения русских женщин связана с именем императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла I. В 1814 году она организовала группы женщин, их называли сердобольными вдовами, которые ухаживали за больными в госпиталях Санкт-Петербурга и Москвы.

Позже стали возникать общины сестер милосердия. Первой стала Свято-Троицкая община, основанная 9 (21 марта) 1844 года великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Терезой Ольденбургской.

Сестры милосердия: с любовью к ближнему

Целью учреждение общины имела «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истины лиц, предавшихся пороку, воспитание детей бесприютных и исправление детей с дурными наклонностями».

Общину составляли вдовы и девицы от 18 до 40 лет. Вступить в сестричество было не просто, обязательно нужно было знать грамоту, для кандидаток устанавливался испытательный срок, от года до трех лет.

Руководство первой общиной сестер милосердия осуществлялось Дамским комитетом, а содержание обеспечивалось за счет процентов с капитала великой княгини Александры Николаевны.

Троицкая община многие организационные формы позаимствовала из современной женской монашеской жизни, и стала прототипом для других подобных организаций. Этот полумонашеский дух был характерной чертой общин вплоть до начала XX века.

Служение сестер милосердия состояло не только в оказании медицинской помощи.

«Присутствие женщины, — отмечал один из врачей севастопольского гарнизона, — опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий в дни бедствий… Они способнее мужчин для этих занятий, которые ближе подходят нежному женскому рукодельному труду».

Известный русский хирург Николай Пирогов писал: «Я думаю, что наши учреждения сестер не должны ничего заимствовать у западных, а должны установиться на новых началах. Наша сестра милосердия… должна быть женщина с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце».

Действительно, в России общины милосердия приобрели совсем другое значение в сравнении с западными. Если, например, в Красном Кресте сестры были профессиональными сиделками, то у нас – настоящими заботливыми матерями и сестрами.

Основательница Марфо-Мариинской обители, великая княгиня Елизавета Федоровна сравнивала служение сестер милосердия со служением диаконисс в древней Церкви. Об этом служении хорошо говорят слова святителя Иоанна Златоуста (V век), обращенные к диакониссе Олимпиаде: «С первого возраста до настоящего дня ты непрестанно питала алчущего Христа, напояла жаждущего, одевала нагого, гостеприимно принимала Его странником, посещала больного, приходила к связанному».

Служение ближнему приравнивается к служению Богу, в ближнем мы видим Христа и служим ему.

Елизавета Федоровна поднимала перед Святейшим Синодом вопрос о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконисс, однако ее прошение было отклонено.

Для самой Елизаветы Федоровны этот вопрос о статусе был насущным: «Это начинание должно занять «определенное место» в Церкви, иначе оно так и будет колебаться и после моей смерти, кто знает, скорее всего, будет преобразовано в монастырь или в светскую «общину».

В XIX – начале XX веков эти общины стали одними из первых общественных организаций, которые значительно расширили возможности самореализации для женщин всех сословий.

Целый пласт русской литературы посвящен сестрам милосердия и их нелегкому труду. О них писали Лев Толстой, Василий Немирович-Данченко, Василий Верещагин, Викентий Вересаев, Владимир Тихонов, Клавдия Лукашевич, Лидия Чарская и многие другие.

«Ничто не страшило этих отдавшихся на великий христианский подвиг женщин», — отмечала Клавдия Лукашевич в рассказе о первой военной сестре милосердия Даше Севастопольской.

«Сестры… были белыми ангелами, утоляющими муки раненых воинов», — такую характеристику дал Викентий Вересаев сестрам милосердия, помогавшим солдатам на русско-японской войне.

Подвиг военных сестер милосердия нисколько не ниже подвига солдатского.

Во время Первой мировой войны многие женщины шли в сестры милосердия. Сестра милосердия стала даже символом этой войны, наравне, скажем, с казаком.

В настоящее время Русская Православная Церковь возрождает забытые традиции женского милосердия, в Москве уже четверть века действует Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, а по всей стране, в основном при епархиях и приходах существуют общины сестер милосердия.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB